Научно-методическая работа учителя

в сборнике научных статей на основе материалов заочной Всероссийской научно-практической конференции. Тема: «Формирование личности будущего специалиста в современных образовательных учреждениях» 12 декабря 2009 г.

Емельянова М.В., соавтор Михайлова О.Ф.

Внеучебная деятельность как фактор экологического воспитания младших школьников.

Экологическое воспитание младших школьников происходит как в учебной, так и внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность дает большие возможности для самовыявления творческих способностей, интересов и склонностей ученика, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учащихся, для учета личностных особенностей школьников, их возможностей и потребностей.

Внеучебная деятельность проводится общеобразовательными учреждениями во внеурочное время, строит на основах добровольного участия, с учетом интересов детей, при всемерном развитии их самодеятельности. Она имеет больше чем учебная деятельность временное пространство и обеспечивает включение большого числа участников того или иного вида деятельности. Внеучебная деятельность обладает (при определенных условиях) огромным потенциалом, так как предоставляется целая палитра сфер деятельности младших подростков, где можно быть успешным, где можно «самовоспитывать» себя в соответствии со своей шкалой ценностей.

Во внеурочной деятельности реализуются задачи всех сторон воспитания – экологического, экономического, правового, гражданского, умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. В условиях правильной организации воспитательного процесса она способствует всестороннему развитию личности каждого школьника.

Внеучебная деятельность обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В- третьих, разнообразная внеурочная деятельность способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

В-четвертых, в различных формах внеучебной деятельности дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. Заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческий, познавательный, спортивный, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Поскольку внеучебная деятельность является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей [1, 1].

Специфика содержания внеучебной деятельности характеризуется:

во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);

во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки[1, 3].

Особенности внеучебной деятельности:

— Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

— Отсроченность во времени. Внеучебная деятельность – это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

— Отсутствие жесткой регламентации. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

— Отсутствие контроля за результатами внеучебной деятельности. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.

— Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

— Внеучебная деятельность осуществляется после уроков, в праздничные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время [1, 2-3].

Внеучебная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеучебной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач воспитания учащихся. Она подразумевает действие учащихся в различных пространственных и различных коллективах: можно действовать всей образовательной школой, всем классом, небольшой инициативной группой, индивидуально, в составе какого- либо кружка, клуба, направляя свою деятельность на благо своего класса, общеобразовательного учреждения.

Внеучебная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в экологическую, художественную, техническую, экономическую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Внеучебная деятельность является фактором в экологическом воспитании младших школьников. Фактором обычно называется «причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты»[2, 63]

В качестве общих факторов в экологическом воспитании младших школьников выступают экологическая деятельность воспитанников и деятельность педагогов по руководству экологической деятельностью учащихся.

Внеучебная деятельность младших школьников разнообразна и могут быть проклассифицированы по разным основаниям. Такими основаниями могут быть:

а) формы организации внеклассной работы – эта работа может осуществляться через ученическое самоуправление в классе (различные классные дела, мероприятия), через объединения детей по интересам (клубы, кружки);

б) число участников внеучебной деятельности – в зависимости от участников могут быть выделены:

1) массовая: праздники, тематические недели, фестивали, олимпиады, трегинги, выставки, конкурсы и др.:

2) групповая: классные часы, беседы, экскурсии, игры, КТД, встречи, и др;

3) индивидуальная: индивидуальные задания, индивидуальная подготовка и выступления на конференциях, в конкурсах; самостоятельная работа по разработке к выполнению индивидуальных экологических проектов, решению экономических задач и др.

в) по видам экологической деятельности младших школьников:

1) познавательно-поисковую: чтение книг, журналов, газет на экологическую тему; сбор материала о природе в интернете; просмотр и обсуждение кинофильмов на экологическую тематику; участие в конкурсах на лучшее сочинение о природе, лучшего знатока лекарственных трав, грибов, животных своего региона, на лучшую композицию из цветов и т.д.;

2) природоохранную: очистка улиц, парков, пришкольного участка от загрязнений; очистка водоемов, предупреждение эрозии почв (посадка деревьев, кустарников, посев трав по склонам оврагов и др.); охрана животных (подкормка диких животных, заготовка корма для зимующих птиц, огораживание муравейников, изготовление кормушек, искусственных гнездовий и т.д.); охрана леса ( расчистка леса от сушняка, выявление очагов повреждения леса и участие в борьбе с ними и др).

3) по восстановлению природы: посадка деревьев, кустарников и уход за ними; закладка цветников и уход за ними; озеленение территории школы, своего двора, улицы, города; сбор семян лекарственных растений и их посадка, разведение ягодников, грибов.

4) пропагандистскую: выступление перед своими товарищами на нравственно-экологические темы; участие в художественной самодеятельности, концертах, кукольных театрах, спектаклях и др. на экологическую тему; участие в конкурсе на лучшего рассказчика о природе своего края, на лучшую поделку из природного материала своей местности; оформление в классе выставки прочитанных книг о природе и их обсуждение.

5) творческую: создание поделок из природного материала; фотографирование; сочинение рассказов, стихотворений о природе родного края.

6) игровую: участие в сюжетно-ролевых играх с экологическим содержанием.

Участвуя в внеучебной деятельности, младшие школьники вступают в определенные отношения со своими сверстниками, с другими людьми, различными обстоятельствами своей деятельности, учатся жить в коллективе, приобретают опыт взаимодействия с природой и пр. чем разнообразнее внеклассная работа, тем богаче их духовное развитие, тем выше у них уровень сформированности экологической воспитанности.

Литература

1.Выдыш С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы/ http:/www pedsovet. info/ — 2007.-5с.

2.Философский энциклопедический словарь. – М., 1993. -870 с.