Неделя по обучению детей Пожарной Безопасности старший возраст

Неделя по обучению детей

Пожарной Безопасности

(старший возраст)

Цели:

познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными», с действиями при чрезвычайных ситуациях;

развивать умение находить решение в сложных ситуациях;

сформировать представление о том, как выглядит опасность и почему она возникает;

закрепить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации;

развивать способы умственных действий, кругозор детей;

воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность;

воспитывать высшие моральные качества: стремление считаться с общественным мнением, требовательность к себе и товарищам, ответственность перед обществом.

Оборудование:

игрушки Знайка и Незнайка;

таблицы «Опасность игры с огнем», «Первичные средства пожаротушения»;

знаки безопасности для каждого ученика;

набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося;

набор карточек с описаниями ситуаций;

схема расшифровки цветовых сигналов.

День первый

Утро

Организационный момент.

Минуты вхождения в деятельность. (Создание условий для чувственного восприятия детьми атмосферы. Звучит легкая музыка, на фоне музыки слова воспитателя).

— Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

— За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки!

На фоне музыки воспитатель читает стихи:

Что за чудо-чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая. И скажу вам, не тая,Руки всем нужны, друзья-

Сильные руки не бросятся в драку. Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лепить. Чуткие руки умеют дружить.

— Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

— Люди говорят: «Дружбу бережешь – правильно живешь».

— Как вы понимаете это высказывание?

(Ответы детей)

Введение в тему.

Информация воспитателя о чрезвычайных ситуациях.

— Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное — умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.

— Опасное происшествие в разговорной речи взрослые часто называют «экстремальной ситуацией». Это ситуация, которая, как правило, угрожает здоровью и жизни. Это могут быть — пожар в квартире, столкновение со злой собакой или встреча со злоумышленником. В любом случае в такой ситуации потребуется умение преодолеть страх и растерянность, подавить внутреннюю панику. Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения:

На доске «Правила безопасного поведения»

ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ — ДЕЙСТВОВАТЬ.

И добавим ещё:

ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ.

— Конечно, опасности бывают разные. И не всё, к сожалению, можно предвидеть. Например, учёные до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдёт землетрясение. И самые хитроумные приборы не могут заранее сказать, сколько будет разрушительных баллов: они регистрируют только то, что уже произошло.

— Наводнение и шторм предвидеть легче. Но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно.

— Стечение людских ошибок может привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе или крупной электростанции. Когда опасность угрожает сразу многим людям, тогда ситуацию, по официальной терминологии, называют чрезвычайной. И справиться с ней своими силами нельзя. Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди — спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений и обвалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолёт.

— В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда. Кроме этого, в Москве создана специальная городская служба спасения, которая приходит на помощь в опасных ситуациях. Например, в квартире за захлопнувшейся дверью остался маленький ребёнок, а на кухне включена газовая плита. Или кто-то провалился в открытый канализационный люк, или машина упала с моста в реку…

— Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально, и ты не можешь предвидеть, в каком конкретном виде она когда-нибудь встретится. В опасную минуту тебе самому придется принимать решение, основанное на знаниях, полученных в садике.

Этот значок – часть эмблемы МЧС. Ее называют «Звезда надежды».

Обобщение по полученной информации.

— Итак, что такое «чрезвычайная ситуация»?

(Ответы детей)

— Правильно. Какие опасности можно отнести к чрезвычайным?

Непосредственно образовательная деятельность.

Формулирование темы и целей путем создания проблемной ситуации.

— Мы с вами будем говорить о ситуациях, произошедших не из-за природных изменений, а по вине человека.

— Прослушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и определите тему занятия.

Ехал один гражданин по Москве –

Мечется кто-то в дыму и огне.

Белая кепка на голове,

Много столпилось людей на панели.

Ехал весной на площадке трамвая,

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Что-то под грохот колёс напевая.

Там из окошка сквозь огненный дым

Вдруг он увидел — напротив в окне

Руки ребёнок протягивал к ним.

Что случилось в этом доме?

(Ответы детей)

— Как это могло произойти?

(Ответы детей)

На доске записаны слова Владимира Маяковского:

Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам!

«Огонь – друг или враг?»

Дорогие ребята! Се6годня поговорим с вами об огне. Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев?

Расскажите, как выглядит огонь.

(Ответы детей)

— Верно, огонь ярко – красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет».

Попробуйте угадать загадку:

Красный бык на земле лежит,

Голубой бык к небу тянется.

(Ответы детей)

Верно! Красный бык – это огонь, а голубой бык – дым.

Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его приручать? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не могли горящими ветками отгонять хищных зверей.

Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла.

Постепенно наши далекие предки привыкли к огню и даже научились его использовать. Они поняли, что огонь – это свет, тепло и защита от врагов! Древние люди научились использовать этот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костер у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникали в нее. В каждом племени были воины, охранявшие огонь. По ночам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасывали в него сухие ветки, траву и мох.

Столетие проходило за столетием, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня. Кремень – это очень твердый камень. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонек. Его можно раздуть посильнее и развести костер.

Вы слышали такую считалку?

У тебя – кремень,

У меня – кремень,

Кремень по кремню –

Значит быть огню!

Человек обожествлял огонь, слагал о нем мифы, легенды, сказания, песни. По одной из древних греческих легенд титан Прометей подарил людям огонь с небес.

Мы читали с вами замечательную книгу Редьярда Киплинга «Маугли»? В ней рассказывается о том, как беспомощный человеческий детеныш оказался в волчьей стае, воспитавшей его. Маугли вырос среди диких зверей, знал их повадки, понимал язык и пантеры Багиры, и тигра Шерхана, и удава Каа.

Когда Маугли потребовалось защитить себя, умная Багира посоветовала ему раздобыть «красный цветок». Что такое «красный цветок»?

(Ответы детей)

— Вот как пишет об этом автор: «Красным цветком» Багира называла огонь, потому что ни один зверь в джунглях не назовет огонь его настоящим именем. Все звери смертельно боятся огня.

Я думаю, вы поняли, что с древнейших времен огонь стал другом человека. Он согревал, освещал, отгонял диких зверей. Но в то же время человеку не удалось до конца «приручить» огонь, иногда тот вырывался из-под его власти и сотворял страшные беды. Почему?

В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и крытые соломой деревенские избы, и городские дома, и резные княжеские терема, и крепостные стены, защищающие города от врагов.

Россия, особенно в древности, была страной дремучих лесов. Дерево – самый доступный, дешевый и удобный материал для строительства в нашей державе. Все хорошо в дереве как в строительном материале: и то, что оно «дышит», и то. Что легко поддается обработке топором, пилой. Но одно плохо! Как вы думаете что?

(Ответы детей)

— Верно! Дерево легко горит.

Когда – то наша древняя столица была деревянной и много раз страдала от пожаров. В городах строили высокие – превысокие башни – пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели, не видно ли в городе дыма или огня. Если в городе возникал пожар, пожарные звонили в огромный колокол – били в набат, созывая жителей на подмогу.

Если огонь вырывается из-под власти человека, он взвивается, раздуваемый порывами ветра. Словно огненный Змей Горыныч летит над селом или городом, а из его раскрытых огненных пастей сыплются раскаленные искры. Они поджигают все на своем пути – леса. Жилища, людей, скот.

Давайте подумаем, что же может стать причиной пожара?

(Ответы детей)

Прогулка

Проведение эстафет

Ребята, сегодня у нас в гостях смелые пожарные. Они пришли посмотреть на вас, какие вы сильные, смелые, ловкие.

Сейчас вы разделитесь на две команды, каждая из команд придумает название и выбирает командира.

Первая эстафета «Потуши пожар».

На полосе препятствий с ведерком добегаем до обруча и возвращаемся обратно. Передаем ведерко следующему игроку.

Вторая эстафета «Окажи помощь раненому».

От каждой команды выбирается по одному игроку, двое санитаров, двое детей делают носилки. Надо перевязать раненого и перенести его.

Третья эстафета «Спаси из огня».

Каждый участник команды бежит змейкой между кеглями, подлезает через воротики, берет одну игрушку из обруча и возвращается назад.

Ребята на этом наши соревнования заканчиваются, предоставляем слово гостям (награждения детей).

Вечер

Чтение сказки « Как Тимоша царевну спас»

В некотором царстве, в тридевятом государстве жил-был царь. И была у него единственная дочка – царевна Василиса. Такая разумная, милая и приветливая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Все юную царевну любили, только злая мачеха хотела ее извести. Родная – то матушка давно умерла.

Каждый год в день рождения царевны царь устраивал во дворце великолепный бал. В высоких залах, освещенных тысячами свечей, звучала веселая музыка, и танцевали разодетые в пух и прах придворные и гости. Множество народу со всех окрестностей собирались к царскому дворцу, чтобы хоть издали посмотреть на торжество и, может быть, если повезет, увидеть и прекрасную царевну.

Маленький Тимоша тоже пришел полюбоваться замечательным балом. Его одного мать ни за что бы не отпустила так далеко от дома, но Тимошу взяли с собой старшие братья – красавцы молодцы, которые служили в царской пожарной команде. Тимоша своими братьями очень гордился и мечтал, когда вырастет, тоже стать пожарным. Еще бы! Ведь пожарные – люди сильные, бесстрашные, ловкие, умелые. Они знают, как огонь победить!

У пожарных и форма особая – блестящие каски на голове, а за поясом маленькие острые топорики. Есть у них и ящики с песком, и бочки с водой, и высокие лестницы.

Бал во дворце удался на славу! Музыканты старались вовсю: одна мелодия сменяла другую, повсюду слышался веселый смех, благоухали пышные гирлянды цветов, увивавшие залы дворца.

В самый разгар веселья царевна вышла на балкон. Увидев ее, подданные закричали «Ура!». И в это время темные небеса над дворцом озарились огнями фейерверков. В небе закрутились огненные колеса, загорелись и рассыпались алые, золотые, голубые и серебристые звезды.

Злая мачеха только и поджидала этого момента. Она схватила рукой в черной коженой перчатке горящий осколок звездочки и запустила его в открытое окно дворца! Волна огненных искр обдала танцующих, и в одно мгновение в зале вспыхнули легкие занавеси. Синий дым заволок зал, засверкали алые языки пламени.

— Пожар! Пожар! – закричали испуганные гости и придворные. Все бросились к выходу. Царевна побежала вместе со всеми, но кто-то наступил на шлейф ее бархатного длинного платья, бедняжка упала и повредила ногу.

А пожар между тем разгорелся не на шутку! Пожарные, не теряя ни минуты, стали тушить огонь. Многие смельчаки пожарные бросались в горящий дворец и выводили испуганных женщин и детей.

Царь в растерянности метался около дворца, искал царевну, но ее нигде не было.

Пламя охватило уже весь дворец. Того и гляди могла рухнуть крыша. И тут Тимоша заметил на горящем балконе царевну. Она плакала и звала на помощь. Тимоша тотчас позвал братьев, те принесли высокую лестницу. Старший брат держал тяжелую лестницу, а средний быстро поднялся по ней, подхватил царевну на руки и осторожно спустился вместе с ней на землю.

Радости царя не было предела! Он обнимал и целовал свою любимую дочь. К счастью, она осталась жива и невредима.

Потом царь щедро наградил пожарных. Каждому дал мешочек с золотыми монетами. А маленького Тимошу царь зачислил в пожарную охрану царского дворца, приказал сшить ему новенькую форму и выдать блестящий шлем.

Вы спросите, а что случилось со злой мачехой? Никто больше никогда ее не видел. Может быть, она просто исчезла, как погасшее пламя.

— Чем опасен пожар?

(Ответы детей)

— Отчего может возникнуть пожар?

— Назовите причины. Дети называют причины пожара.

Воспитатель дополняет:1.неисправность электрических приборов;2. забывчивость (забыл выключить);3. искра (печь, камин );4. легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол);5. спички (игры со спичками);6. керосин, бензин, газ — самые главные виновники пожаров — люди.

День второй

Утро Релаксация.

Педагог показывает рисунок сердца.

— Дети приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алеша, Лена, Коля?

— Да, бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.

— Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, как говорят: «Сердце болит, ноет»? Вспомните, болело ли оно у вас?

— Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце — наш советчик, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны — оно бьется ровно, когда вы сердитесь — учащенно, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости», — просит оно. У вас добрые сердца, дети? Нарисуйте свое сердце, каким вы его представляете.

Непосредственно образовательная деятельность

Опережающее задание (информация, подготовленная детьми по теме «Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях»).

1. На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2. Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком— внизу меньше дыма.

3. Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.

Составление правил пожарной безопасности.

— Давайте, определим правила пожарной безопасности,

1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы. Не суши бельё над плитой.3. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только с взрослыми).

Прогулка

Эстафета «Спасение ребенка из горящего дома»

Полоса препятствий:

— пролезть по тоннелю;

— пройти по балке;

— достать ребенка (куклу) и вынести из огня.

Вечер

Практическое применение знаний и способов деятельности.

Творческая работа по составлению правил в рисунках.

— Знаете ли вы, что правила можно составлять не только словесно, но и изобразить художественно?

— Что можно изобразить в рисунках в соответствии с правилами? (Ребята изображают правила пожарной безопасности в рисунках.)

День третий

Утро. Беседа с детьми на тему: «Почему огонь полезен и опасен?»

Цели:

— Закрепить знания о полезной и разрушительной силе огня.

— Закрепить знания правил пожарной безопасности и поведения во время пожара.

Ход беседы

Вы знаете, что теперь люди умеют зажигать огонь. Но можно ли это делать детям?

(Ответы детей)

Давайте подумаем и скажем:

Где в квартире прячется огонь?

(Ответы ребят)

Можно ли трогать руками лампочку?

(Ответы ребят)

Куда звонить если много дыма или большой огонь?

(ответы ребят)

У плиты можно обжечься?

(Ответы ребят)

Чем опасны розетки?

(ответы ребят)

От чего в лесу случаются пожары?

(Ответы детей)

Для того, чтобы не случилось пожара, существуют определенные правила, давайте их вспомним.

— Нельзя без взрослых брать спички, подходить к зажженному огню.

— Если видишь много дыма и огня, звони 01 (если рядом нет взрослых).

— Если загорелась бумага, ткань, скорее заливай водой или набрось что-нибудь плотное, например одеяло.

-Если 01 не принимает заявку от детей, звони знакомым, беги к соседям или кричи в окно прохожим, назови номер дома и квартиры.

Непосредственно образовательная деятельность

Работа по карточкам.

— А если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать?

— Ваша задача продолжить правила поведения при пожаре. Каждой группе дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.Воспитатель помогает отвечать и формулировать ответы.

1 карточка. Если огонь небольшой……….., (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)

2 карточка. Если огонь сразу не погас………., (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О I» (табличка) или попроси об этом соседей.)

3 карточка. Если не можешь убежать из горящей квартиры…………, (сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)

Знает каждый гражданин этот номер «01».

Если к вам придет беда — позвони скорей туда.

А если нету телефона — позови людей с балкона.



Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все