Неделя русского языка_2425

НЕДЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА

с 21 января по 26 января 2013 г.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ

ПОНЕДЕЛЬНИК

1. Линейка, посвященная открытию Недели русского языка

2. Знакомство с планом проведения недели

ВТОРНИК

1. Викторина (заочная)

2. Конкурс рисунков «Оживи Букву»

СРЕДА

Олимпиада знатоков русского языка

ЧЕТВЕРГ

Конкурс стенгазет «Великий могучий русский язык»

ПЯТНИЦА

КВН « Знатоки русского языка»

СУББОТА

1) Линейка, посвященная закрытию недели русского языка.

2) Награждение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ заочной ВИКТОРИНЫ

1)Кто больше напишет женских имен с удвоенной согласной

в корне?

2)Какое женское имя состоит из тридцати букв я ? (ЗОЯ)

 3)Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий — василек, Снежана — подснежник)

4)Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая народу ( ? ).

5) Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ? (Ь)

6) Что стоит посредине ЗЕМЛИ? (М)

7) Чем кончается лето и начинается осень? (О)

ВОПРОСЫ ДЛЯ заочной ВИКТОРИНЫ

1)Кто больше напишет женских имен с удвоенной согласной

в корне?

2)Какое женское имя состоит из тридцати букв я ?

 3)Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий — василек)

4)Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая народу ( ? ).

5) Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ?

6) Что стоит посредине ЗЕМЛИ?

7) Чем кончается лето и начинается осень?

МБОУ «Афанасовская СОШ»

«Недели русского языка»

в начальной школе

(линейка, посвященная открытию)

Учитель начальных классов:

Медведева Татьяна Николаевна

2013 г.

Цель:

воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Оборудование:

плакаты с высказываниями о русском языке

слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;

карточки со знаками препинания;

Ход мероприятия

Ведущий:

— Здравствуйте, ребята!

— Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.

(уч-ся читают на передней части стенки запись)

«Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».

-Правильно. С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка».

На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.

— А сейчас, ребята, мы открываем “Неделю русского языка”.

Чтение стихотворения. С.Абдулла “Выучи русский язык”.

Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твёрдой опоре– Выучи русский язык!Он твой наставник великий, могучий,Он переводчик, он проводник.Если штурмуешь познания кручи– Выучи русский язык!

Ведущий.

–Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу

со словами “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим России,

тем более необходимо знать свой язык. Мы должны уметь грамотно выражать

свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная,

так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать

четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так,

как стихотворении В.Гончарова“О грамотее и больной ноге”.

Инсценирование стихотворения В.Гончарова“О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею–Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…–Нет, не могу, нога болит, –ответил хмуро тот.

– Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.– Да разве пишешь ты ногой? –неграмотный спросил.– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Ведущий:

-Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

— В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

— В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться

к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

— Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.

Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

— Сейчас мы вам напомним этот случай.

(Разыгрывание сценки)

(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)

Придворный:

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя)

Федя:

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)

Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева:(Поправляет корону)

-Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя:

Федя.

Королева:

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь -жив будешь, неправильно — умрешь.

Федя:

Давайте ваше предложение и запятую.

(предложение написано на доске)

Казнить нельзя помиловать!

Королева:

Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя:(запятую ставит после слова)

Королева:

Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:

Казнить, нельзя помиловать!

Королева:

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Федя:

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать.

А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление».

А тут жизнь решается.

Королева:

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя:

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева:

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя:

Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят.

Федя:

Мне домой надо, если можно.

Королева:

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием.

И никогда больше не будь таким дерзким.

Королева:

Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.

— Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!

(На сцену входят знаки препинания в костюмах и с табличками на груди)

(Приложение 1)

1 учcя (?):

Разные вопросы задаю я всем:

-Как? -Откуда? -Сколько?-Почему? -Зачем?-Где? -Куда?-Какая? -Отчего?-О ком? -Что?-Кому? -Который?-Чья? -Каким?

— О чём? Вот какой я мастак, Вопросительный знак! (А. Шибаев)2 уч-ся (!):

-Обычно в предложенииСтою я для того,Чтоб выделить волнение,Тревогу, восхищение, победу, торжество…Мне право от рожденияВ грамматике дано:Где я, то предложениеС особым выражениемПроизнестись должно! (А. Тетивкин)

3 уч-ся (.):

ТочкаУ меня особый постВ самой малой строчке.Если Точка —вывод прост:Это значит — точка.Фразу следует кончать,Если Точка рядом.Точку надо уважать.Точку слушать надо.И хотя же я твердыняВ книге и в тетради,Без особого трудаНужно со мной поладить,Если только мысли НитьОт воды избавить,Если Точку не забытьВовремя поставить. (Ф. Кривин)

4 уч-ся (…):

— Я — многоточие. (пауза)Обо мне сложены такие строчки:Стоят три кумушки рядком,Ведут беседу, но тайком,Какими-то далёкимиТуманными намёками…(А. Шибаев)

5 уч-ся (:):

— Я — двоеточие.Обо мне говорят так:Двоеточие глазастоеХодит, знаниями хвастая:Так и хочется емуРазъяснить нам,Что к чему…(А. Шибаев)

6 уч-ся (-):

— Я — тире. (пауза)Лягу палочкой на строчку:-Проходите по мосточку. (По А.Шибаеву)

7 уч-ся (« »):

— А я — кавычки. Обо мне есть такие стихи:Всегда подслушать норовятТо, что другие говорят…(А. Шибаев)

8 уч-ся ( ( ) ):

— Я — скобки.Словам раскрываю объятия:- Жду в гости вас,Милые братья! (По А.Шибаеву)

Ведущий:

-Вот и все наши гости.

Федя (шумно вбегает на сцену):

— Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене?

Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости. Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Посмотреть все