Новые формы взаимодействия с родителями воспитывающими детей с речевой недостаточностью

Новые формы взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с речевой недостаточностью

Семейная театральная деятельность — наименее разработанное направление в области взаимодействия коллектива детского сада с семьей. Семейный театр — особый педагогический феномен, охватывающий накопленную веками мудрость русского народа, создающий определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды. Он обладает возможностью вовлечения в творческий процесс всех членов семьи, способствует налаживанию взаимоотношений между родителями и детьми, обучению родителей методам и приемам преодоления речевых нарушений у ребенка в домашних условиях.

В детском саду имеются широкие возможности заниматься театральной деятельностью: показывать музыкальные сказки, драматизации, кукольные театры. Ребята с удовольствием участвуют в спектаклях и любят сами быть зрителями. Театральное искусство близко и понятно детям, поскольку в основе театра лежит игра. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях при подготовке декораций, изготовлении кукол, создании и обсуждении сценариев. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям. Все это несомненно способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Опыт показывает: в процессе театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями, детьми и педагогами.

Возможности семейного театра необычайно высоки. Он позволяет решить такие задачи:

• стимулирование воспитательного потенциала семьи;

• гармонизация детско-родительских отношений;

• воспитание всесторонне-развитой личности, развитие уверенности в себе, ощущение успеха, общительности и коммуникабельности ;

• эстетическое воспитание и эмоциональное развитие ребенка, развитие выразительных средств: интонации, мимики, пантомимики, художественного вкуса и фантазии, воображения, памяти, внимания, творческих и артистических способностей;

• развитие моторики и двигательной активности ребенка;

• интенсивное развитие речи и мышления: умение вести диалог, передавать свои впечатления в монологической форме, качественное и количественное обогащение словарного запаса, активизация словаря, совершенствование звуковой стороны и формирование грамматического строя речи.

Педагоги нашего сада предложили родителям создать семейный (или домашний) театр, в котором может участвовать вся семья.

Экспериментальная работа была организована на базе старшей группы. Основу ее составили дети пятого года жизни с речевой патологией: общее недоразвитие речи и дизартрией. Были определены основные задачи:

• вызвать у детей желание говорить, преодолеть речевой негативизм, сформировать умение вслушиваться в речь и понимать ее; в дальнейшем развивать разговорную диалогическую речь и речевое общение;

• научить родителей взаимодействовать со своим ребенком, помочь ему овладеть речью.

Работа проводилась поэтапно. На каждом этапе родителям оказывалась действенная помощь.

Организационный этап: проведение родительского собрания, на котором освещались следующие мероприятия:

• ознакомление с целями и задачами семейного театра, содержанием работы в этом направлении;

• общие рекомендации по организации театральной деятельности дома: «Для чего необходимо создавать свой домашний театр?», «Как это лучше сделать?», «С чего начать?»;

• создание необходимых условий для развития театральной деятельности в домашних условиях, атрибутики театрального пространства, ознакомление родителей с мини-центром группы для театральной деятельности, фонотекой с записями художественных произведений, голосами птиц и животных;

• перечисление игр и видов театрализованной деятельности для семейного театра.

Консультативный этап, основное содержание которого состояло из нескольких аспектов:

• роль театральной деятельности в активизации речи детей;

• проведение индивидуальных занятий с родителями и детьми, подготовка к проведению театральных постановок и театрализованных игр по сказкам в детском саду («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.)» консультации по использованию костюмов, кукол, различных видов театра;

• педагогическая помощь родителям в организации семейных театральных представлений.

Итоговый этап:

• разыгрывание в детском саду театральных этюдов, несложных представлений родителями вместе с детьми по знакомым сказкам с использованием кукол и театральных атрибутов;

• самостоятельная организация домашних театрализованных постановок и игр в кругу родных и близких;

• анализ совместной деятельности и достижений, оценка результатов взаимодействия специалистов детского сада с родителями и детьми посредством театральной деятельности.

Для домашнего пользования доступны разнообразные виды семейный театральной деятельности: кукольный театр (или театр Петрушки), театр на столе (настольный театр игрушек, настольно-плоскостной, конусный, вязаный, картонный), пальчиковый театр (или театр на ладошке), плоскостной театр на фланелеграфе (или магнитной доске), театр марионеток, теневой.

Самый простой вариант игры в домашних условиях — спектакль игрушек. Первоначально родители «устраивают» представления для своего ребенка. Например, любимый утенок приходит и поет песенки. Неговорящий малыш использует звукоподражания (ко-ко, гав-гав ) или изображает героев сказки мимикой и жестами («медведь ходит, переваливаясь», «зайка прыгает» и т.д.). Позже родители разыгрывают маленькие сценки между двумя игрушками, а затем классические сюжеты с помощью домашних игрушек по знакомым сказкам(«Колобок», «Курочка Ряба» и др.). В этом возрасте дети очень любят игру «Доскажи словечко». Рассказывая сказку, родители делают паузу, не договаривают предложение до конца, давая ребенку возможность «вставить» словечко (например, «идет заинька плачет, а навстречу ему… собака). В игре «Найди ошибку» можно сознательно допускать неточность в рассказе, поменяв последовательность героев, перепутав их имена. Такие игры способствуют развитию памяти, внимания и речи ребенка.

Формирование у детей интереса к театрализованным играм лучше начинать с показа небольших кукольных спектаклей, в основе которых лежит содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Сначала ребенок исполняет роль зрителя, он видит маленький спектакль, изображаемый взрослым. Постепенно вовлекаясь в совместные действия, он захочет взять игрушку и заговорить от ее имени. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа он пытается проговаривать события и переживания. Во время таких игр и происходит интенсивное развитие ребенка, в том числе и его речи. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской деятельности: игры в настольный театр игрушек, настольный плоскостной театр, плоскостной на фланелеграфе, пальчиковый, мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Дети используют фигурки пальчикового театра в совместных с родителями импровизациях на заданные темы.

Чрезвычайна важна следующая ступень — построение и развитие диалогической речи, когда происходит постепенный переход от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат.

В среднем дошкольном возрасте дети начинают отдавать предпочтение какому-либо определенному виду игры (драматизации или режиссерской), у них развивается интерес к игре как средству самовыражения. Постепенно им предлагаются более сложные тексты, отличающиеся довольно сложным содержанием, нали чием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.

К этому возрасту дети, как правило, уже усваивают разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный, конусный и театр плоскостных фигур, верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года — и с ширмой), театр ложек и пр. Дети вместе с родителями показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Путаница»), используют пальчиковый театр, самостоятельно импровизируя на основе знакомых стихов и потешек и сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», Л. Зубкова «Мы делили апельсин»).

В процессе проведенной в течение двух лет работы улучшились взаимоотношение и понимание в семье, родители и дети стали активными участниками театрализованных представлений, пополнилась театральная среда. С участием родителей была показана музыкальная сказка по произведению Е. Мавлидия «Как найти дорожку», где были учтены речевые возможности каждого ребенка. Исполняя роль, дети старались перевоплотиться, отвлечься от речевого дефекта, свободно выступать, справляясь с застенчивостью. Желание сыграть роль какого-либо персонажа — мощный толчок для быстрого обучения говорить чисто и правильно. Уже к концу года были отмечено повышение речении активности и коммуникативной направленности речи детей.

Таким образом, семейным театр должен занять особое место в организации досуга. Ведь соприкасаясь с ценностями театральной культуры, взрослые как бы «припадают к живому роднику», который и дает им силы приумножать и развивать собственную культуру и культуру детей, способствуя интенсивному развитию речи и формированию личности в целом.