Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций

Из опыта работы Левицкой Светланы Степановны, классного руководителя 3 А класса МОУ «Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций

Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. К.Д.Ушинский Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Главной задачей нашей «Школы русской культуры» является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности народа. Воспитательную роль этих ценностей я реализую путем ознакомления детей с фольклором, народными традициями, играми, промыслами, музыки и пения по программе воспитания класса «Живая старина».

Во-первых, фольклор. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей с загадками, сказками, поговорками, пословицами, я приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. Прибаутки, потешки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая нежность, заботу, веру в будущее. А в пословицах и поговорках метко и кратко высмеиваются человеческие недостатки, оцениваются жизненные позиции и положительные качества человека. В фольклоре немалое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение “золотыми” руками человека. Поэтому произведения русского фольклора носят в себе богатейший материал познавательного и нравственного развития детей.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это Сергий Радонежский, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и т.д. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Во-вторых, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая увлекает детей национальным изобразительным искусством, заполняет душу гармонией и ритмом.

В-третьих, народные праздники и традиции. Именно в них можно наблюдать характерные особенности времён года, погодные изменения, поведение животных, которые непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всём многообразии

Среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для школьников, является игра. Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники я пытаюсь воздействовать на эмоциональную сферу детей и оставить в их памяти глубокий след. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в классе начинается заранее – еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На классных часах дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности и технологии готовят рождественские подарки. В Сочельник, накануне Рождества, мы с детьми собираемся в нашем музее, где тепло, по-домашнему проходят посиделки с родителями и гостями. Родители готовят сочиво – традиционное предрождест-венское блюдо. Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси. На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты родителями. И это не просто слепое следование традиции. Я убедилась, что костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. На классных часах дети изготавливают рождественские звезды, и начинается интересное действо – игра-колядование, когда дети ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. При этом дети с огромным вниманием наблюдают за действиями родителей и сами включаются в общий праздник. Поэтому я приглашаю малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Мои ученики любого возраста и уровня развития находят необходимую ему возможность самовыражения. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-матерей, создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или школе, но и общностям более высоких порядков (село, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

Итогом моей работы является улыбка на лицах детей и их веселый задор, когда они приходят на классные часы. А приходят они с удовольствием. В репертуаре каждого ребенка множество частушек, пословиц и поговорок, игр и песен. Мои выпускники начальной школы хорошо ориентируются в русской культуре, знают народные праздники и обряды и считают себя гражданами России, способными в будущем принести пользу своей стране.