Обобщение педагогического опыта по теме Взаимосвязь работы по развитию речи и приобщени

ГБДОУ детский сад № 39

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Обобщение педагогического опыта

составила воспитатель

группы №9

Акимова С.В.

Санкт-Петербург, 2012 г.Тема опыта:

«Взаимосвязь работы по развитию речи и приобщению детей к здоровому образу жизни»

Цель опыта:

Развития связанной речи, обогащение и расширение словарного запаса, понимание значения слов и употребление их в активной речи;

Формирование основ безопасного поведения;

Воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье

Актуальность опыта:

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Факторы, обеспечивающие безопасное поведение человека:

Биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека (безусловные и условные рефлексы);

Индивидуальные особенности психических функций человека (тип нервной системы, внимание, мышление, восприятие, координация движений, эмоциональная устойчивость);

Текущее физическое и психическое состояние.

От данных факторов в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В настоящее время одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Главное — помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Перспектива опыта:

Формирование социально нравственных представлений ребенка реализуются через занятия, основанные на задачах образовательных областей «Социализация», «Познание», но включающие интеграцию и других областей программы: «Безопасность», «Труд», «Коммуникация» и др.

Занятия позволяют приобщить ребенка к многообразию предметного мира, труду взрослых, эмоциональному состоянию взрослых и сверстников, безопасному поведению дома и на улице, героическому прошлому своего народа, прикоснуться к истории развития предметного мира.

Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Педагоги должны способствовать формированию у детей ценностей здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены. Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний:

разных видах закаливаний;

дыхательной гимнастике;

воздушных ваннах;

солнечных ваннах.

Они должны осознавать, для чего нужно то или иное мероприятие, и активно участвовать в заботе своего о своем здоровье. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.

Здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей направление на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Задачи:

расширять и систематизировать словарный запас ребенка, развивать инициативную речь;

дать первоначальные сведения об охране жизни и здоровья;

формировать элементарные представления об окружающей среде, о том, что полезно и вредно организму;

формировать знания о человеке;

воспитывать ценности здорового образа жизни.

Для решения поставленных задач, используются следующие методы.

Методы:

Практические

Словесные

Наглядные

Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфорное пребывание в детском саду. Демонстрация разных ситуаций, несущих опастность для здоровья ребенка. Реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности.

Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.

Закаливание по схеме.

Создание центра «Спорт, спорт ….» (с использованием нетрадиционного оборудования).

Беседы

чтение художественное литературы

заучивание стихотворений

дидактические игры

сюжетно – ролевые игры

подвижные игры

развлечения

моделирование ситуация

консультации

наблюдения.

организация выставок, конкурсов

сбор фотоматериалов

рассматривание иллюстраций

информационные стенды

личный пример взрослых.

Вывод:

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочие основы опыта жизнедеятельности здорового образа жизни. Малыш, по своим физиологическим особенностям, не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка:

познакомить с окружающим миром;

развивать представление детей о культуре поведения, общения, о человеке, его физических эмоциональных состояниях, действиях, назначении органов чувств

сформировать интерес к различным формам познания мира;

воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье.

Список используемой литературы:

1). «Безопасность».

Р.Б. Стеркина

Н.Н. Авдеева

О.Л. Князева

«Детство-пресс» 2004г.

2). « Основы безопасного поведения дошкольников».

Автор-составитель

О.В. Чермашенцева

Издательство «Учитель».

Образовательное пространство ДОУ.

3). Играем?…Играем!!!

О.А. Скоролупова

Л.В. Логинова

Москва 2006г.

4). «Изучаем дорожную азбуку».

Ф.С. Майорова

Москва 2007г.

5). «Беседы о правилах пожарной безопасности».

Т.А. Шорыгина

Москва 2008г.

6). ОБЖ. Занимательные материалы.

Л.В. Поддубная.

Издательско-торговый дом. 2008г.

7). «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

Н.С. Голицына

И.М. Шумова

Москва 2008г.

8). «Азбука общения».

Л.М. Щипицына

Л.В. Защиринская

Н.П. Воронова

Детство-пресс 2001г.

9). «Воз и маленькая тележка чудес».

(опыты и эксперименты от 3 до 7 лет)

Н.Н. Зубкова

Санкт-Петербург 2006г.

10). «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушения осанки».

И.С. Красикова

«Корона-принт» 2003г.

11). «Дидактические игры – занятие в ДОУ»

Е.И. Попова

ТЦ «Учитель»

Воронеж 2006г.

12). «Развитие речи детей 4-5 лет».

О.С. Ушакова

Е.Н. Струнина

Москва. Издательский центр.

«Вентана-граф».

2007г.

13). «Азбука физкультминуток для дошкольников» (практические разработки физкультминуток, игровых упражнений).

В.И. Ковалько.

Москва 2006г.

14) «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет»

О.Ф. Горбатенко

«Учитель»

2012г.