Обобщение знаний о проверке слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова

Тема урока : Обобщение знаний о проверке слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Цели урока :- совершенствование умения распознавать согласные буквы, требующие проверки ,и правильно их проверять;

-закрепление знаний об особенностях проверочных ипроверяемых слов и способов проверки парных согласных;

-совершенствование знаний об однокоренных словах;

-обогащение и расширение словарного запаса учащихся;-привитие желания дружить и умения беречь дружбу;

Ход урока

1.Сообщение темы и постановка целей урока

-На этом уроке подводим итоги работы над темой « Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова». Целью урока является закрепление умения распознавать согласные буквы, требующие проверки, навыков подбора проверочных слов и умения обосновывать свой выбор.

2.Актуализация опорных знаний.

Когда парные согласные надо проверять? Почему? Какие слова являются проверочными? Как найти проверочное слово?

3.Работа со словарными словами -Из данных слов выпишите словарные слова с парной согласной.

Горо, моро, бреза, моркоь, язы, компо.(Город, мороз,

морковь, язык, компот)

-Подберите однокоренные слова к слову «берёза». (Берёзка ,берёзовый, берёзонька, березняк, подберёзовик).

— Найдите и разберите по составу слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.

-Найдите слово с парной согласной в корне слова. -Какие слова являются проверочными:? -Какой частью слова является слово «мороз»?

-Подберите к слову «мороз» однокоренные слова ,являющиеся глаголом и прилагательным. (Морозить, морозный).

-Подберите синоним к слову «мороз» с парной согласной в корне слова. (Холод)

-Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. (Язык) -Найдите слово в котором букв больше, чем звуков.(Морковь) -Составьте предложение с одним из слов.

4. Наблюдения над особенностями однокоренных слов. Упражнения в определении проверочных слов из данных.

-Степашка, Хрюша, Каркуша и Филя играли в родственные слова. Кто из них правильно подобрал однокоренные (родственные слова)? Хрюша: дождь, дождливый, дожди, дождинка.

Каркуша: сор, соринка, сорить, сорока.

Степашка: лес, лесной, лесник, лесистый.

Филя: дружить, друг, дружный, подруга.

-Какие ошибки допустили Хрюша и Каркуша?

-Найдите группу однокоренных слов, в которой есть слово с парной

согласной в корне слова.

-Напишите слова в следующем порядке :проверочное слово — проверяемое

слово.

-Выделите корень слова и подчеркните парную согласную.

-Почему именно Филя написал слова о друге?

-Какого человека можно назвать другом?

-Дополните пословицу: Нет лучше дружка, чем (родная матушка).

-Кто ваш самый близкий и верный друг?

5 Упражнения в подборе слов с парной согласной в корне слова.

Индивидуальная работа по карточкам.

а)Работа с учебником. Упражнение № 223. Подобрать по два слова сбуквами ж, д, з в середине слова

б)Работа по карточкам.Карточка № 1.

1. Вставь пропущенные буквы:

лё__кий

мя__кий

ни__кий

кре__кий

гла__кий

бли__кий

кры__ка

но__ка

кана__ка

тетра__ь

Карточка № 2

Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

____________________________ — ко___ка

____________________________ — лоша___ка

____________________________ — кру___ки

____________________________ — зама___ка

6. Работа с предложением.

-Составьте предложение из данных слов по схеме

Когда? Что сделал? Какой? Что?

(снег, выпал, ночью, густой)

-Подчеркните главные члены предложения

Ночью выпал густой снег.

-Выпишите словосочетания.

Снег (какой?) густой

Выпал (когда?)ночью

-Подберите антоним к слову «густой».( Редкий).

7. Самостоятельная работа с тестом.

Содержание теста:

1. Какие согласные произносятся с голосом и шумом?а) Звонкие.б) Глухие

2. Что мы слышим при произношении глухих согласных?

а)Только шум.

б)Голос и шум.

3. Сколько пар образуют звонкие и глухие согласные?а) 4б) 5в) 6

4. Какие звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, з, ж

а)Согласные парные звонкие.

б)Согласные парные глухие.

в)Согласные непарные звонкие.

г)Согласные непарные глухие

5. Какие звуки обозначаются буквами п, ф, к, т, с, ш.

а)Согласные парные звонкие

б)Согласные парные глухие

в)Согласные непарные звонкие

г)Согласные непарные глухие.

6.Правописание звонких и глухих согласных в корне слова не вызывает сомнения,если они стоят…

а)В конце слова.

б)Перед согласными

в)Перед гласными.

7.Согласные парные звуки и буквы не всегда совпадают…

а)В конце слова

б)Перед согласными.

в)Перед гласными

8.Укажи слова с парными согласными в конце слова:1) утюг3) слон 5) арбуз

2)удав4) краб 6)бокал

9.Укажи слова с парными согласными, которые нуждаются в проверке1) ягодка2) флажки3) санки

10.В каких словах пишется буква в

1) рука_2) жира_3) лака_

11.Укажи слова с буквой к.

1) ло__ти2) восто_3) предло_

12.Найди слова с буквой б

1) сугро2) гри3) кар

8.Итог урока

Чему учились на уроке? Как проверять парные согласные в корне слова?

9.Домашнее задание : № 229,. правило с. 73.