Обучение грамоте Буква Ж

Урок обучения грамоте

Тема урока : «Знакомство с буквой Ж (ж). Письмо печатной буквы Ж (ж), слогов жи, же

Цели:

создать условия для ознакомления с новым звуком «ж» и буквой, которой он обозначается;

рассмотреть особенности нового звука;

содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;

совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, читать слоги, слова, предложения, текст, отгадывать загадки, тренироваться делить слова по слогам;

способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.

Ход урока

1. Орг момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Чем отличается буква от звука?

А чем отличается гласный звук от согласного?

Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть

Но не хочется им петь.

3. Изучение нового материала.

Учитель: «Сегодня мы совершим увлекательное путешествие на прекрасный остров. Этот остров не совсем обычный. Он называется «Остров буквы Ж».

На этом острове всё подчинено букве Ж. Все обитатели острова связаны с этой буквой. В пути мы будем совершать остановки, на каждой остановке нас будут встречать разные животные.

Учитель: «Отгадайте загадку»

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Первая остановка называется — поляна «Составляй- кино»

4. Работа по учебнику

Звукобуквенный анализ слов лыжи, пирожок. Выяснение особенностей звука [ж] (всегда твёрдый согласный). Знакомство с буквой Ж (ж).

Задания:

Рассмотреть схемы справа от рисунков на с. 159; провести звукобуквенный анализ слов лыжи, пирожок; разделить слова на слоги; определить ударный слог.

Сравнить звук [ж] в этих словах; определить, какой это звук: твёрдый или мягкий (звук [ж] всегда твёрдый согласный)

Знакомиться с буквой Ж (ж); заменить фишки в схемах слов буквами; определить, сколько всего букв в этих словах.

Поиграть в «Живые звуки» со словом лыжи.

Назвать слова со звуком [ж] , определить, для записи каких из названных слов будет необходима заглавная буква.

Учитель: «Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Но нам нужно продвигаться дальше по волшебному острову. Отгадайте загадку».

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Вторая наша остановка — лесок «Читай — кино»

5. Чтение слогов, слов и загадок

Задания:

Прочитать слоги; определить, сколько букв в каждом слоге, сколько слогов, сколько всего букв в этих слогах.

Прочитать слова по столбикам, по строкам; прочитать только те слова, в которых три слога, прочитать слова, в которых два слога; прочитать слова, в которых только один слог.

Игра «День — ночь»: ёж — ежи — ежонок — ежата.

Прочитать и отгадать загадки (ёж, снег).

Рассказать, что интересного можно заметить в этих загадках (в загадках повторяются слова лежали, бежали, а отгадки — разные).

Учитель: «Молодцы, ребята! Вы были очень активны, внимательны. А сейчас отгадайте ещё одну загадку».

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он :.(Жираф).

Третья остановка — гора «Отдыхай-кино»

6. Физкультминутка.

Упражнение «Лягушки»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкульт привет!

Упражнение «Волшебные пальчики». Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пишут, приговаривая при этом слова.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас ещё шумит?Далее каждой строчке соответствует движение, о котором в ней говориться.

Тише, тише, не шумите.

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придёт,

Солнце красное взойдёт.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Просыпайся детвора!

В школу пальчикам пора!

Учитель: » Ну, вот мы и отдохнули и с новыми силами продолжим наш путь. Нас встречает удивительная птица. Попробуйте угадать, кто она»?

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли —

Им с ходулей не сойти. (Журавль).

Четвёртая остановка — речка «Написай-кино»

7. Работа в тетради «Грамота» № 3.

Письмо печатной буквы Ж (ж), слогов жи, же.

Задания:

Сравнить печатный и письменный варианты написания буквы Ж (ж), перечислить знакомые элементы письменной буквы ж.

Прописать заглавную и строчную печатную букву Ж (ж).

Записать слоги жи и же.

Дописать элементы письменной строчной буквы ж.

Записать печатными буквами слова, написанные письменными буквами.

Учитель: «Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями в тетради. Я предлагаю всем продолжить путешествие по острову буквы Ж. Нас будет встречать ещё один обитатель этого острова. Попробуйте его узнать.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

Пятая остановка — роща «Угадай-кино»

8. Работа по учебнику.

Чтение слов по таблице. Поиск слова в слове. Чтение слов в соответствии с направлением стрелки.

Задания:

Выложить из букв слово паук, преобразовать его в слово парк; сказать, изменилось ли количество слогов; объяснить, почему это произошло; преобразовать слово парк в слово пара; сказать, изменилось ли количество слогов; объяснить, почему это произошло; преобразовать слово пара в слово жара; сказать, изменилось ли количество слогов (нет), изменилось ли место ударения (да).

Прочитать слова по таблице, каждый раз изменяя одну букву; прочитать только такие слова, в которых два слога.

Прочитать слова, записанные «красочными буквами».

Найти в этих словах другие «спрятанные» слова.

Прочитать первое слово; закрыть ладошкой последние буквы и и к; назвать получившееся слово; продолжить работу: читать данное слово, говорить, какое слово нашли и какие буквы нужно закрыть, чтобы все смогли увидеть спрятавшееся слово; иногда придётся работать обеими ладошками(ёж, жар, ворон, ура, этаж, ребёнок).

Составить из слогов слова в соответствии с направление стрелки; посчитать, сколько слогов в каждом из слов; прочитать только те слова, в которых первый слог — жа; прочитать слова, в которых ударным является первый слог; прочитать слова, в которых ударным является второй слог.

Учитель: » Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора расставаться с великолепной природой острова буквы Ж. Впереди нас ждут не менее увлекательные открытия».

9. Подведение итогов урока.

— С какой буквой мы сегодня познакомились?

— О каких особенностях этого звука узнали?

— Дайте характеристику звуку [ж] (согласный, звонкий, всегда твёрдый )

— Чему вы научились на уроке?

— Что больше всего понравилось?

— Что показалось трудным?