Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дош

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11

городского округа г. Нефтекамск

Республики Башкортостан

СЕМИНАР ПРАКТИКУМ

«ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ»

Подготовила и провела:

социальный педагог МДОБУ д/с № 11

Файзуллина С.В.

Повестка:

«Актуальность семинара. Работа ДОУ по формированию правового сознания дошкольников».

«Моя педагогическая инициатива. Права ребенка»

«Обобщающее занятие – викторина по теме «Права детей» Практическое занятие c презентацией»

«Игры правовой направленности. Практические занятия».

«Работа с родителями. Презентация методической выставки».

«Выводы семинара».

Используемое оборудование:

ИТС: проектор, компьютер, магнитофон.

Наглядность: презентация, выставка методической литературы и творческих работ.

Раздаточный материал: буклеты, памятки, бланки по оформлению накопительных объективных данных.

Выводы:

Работа по защите прав детей в ДОУ ведется с целью формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.

Для этого необходимо:

Вести работу по формированию правового сознания дошкольников на всех уровнях, при активном взаимодействии всех сотрудников, поэтапно и постоянно.

Воспитателям и специалистам, работающим непосредственно с родителями воспитанников, вести правовое просвещение родителей, содействовать защите прав и достоинств детей.

Знакомить детей и родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными документами, определяющими права детей, используя разнообразные методы и формы работы.

АКТУАЛЬНОСТЬ СЕМИНАРА.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки, на адаптацию микросоциума к потребностям ребёнка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.

Ведущая педагогическая идея сегодняшнего семинара– способствовать повышению компетенции социальных педагогов в вопросах правового воспитания дошкольников и просвещения родителей.

Актуальность.

ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на защиту прав ребёнка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень профессиональной грамотности педагогов. Одним из направлений, реально повышающих компетентность педагогов, является семинар-практикум.

Новизна состоит в разработке практических занятий семинара-практикума на основе интерактивных методов работы, таких как: презентация, практические игры-занятия, выставка методических и практических методик по работе в этом направлении.

Технологичность.

Методы, используемые в работе с педагогами могут быть применимы к сотрудничеству с родителями.

РАБОТА МДОБУ д/с № 11 «Русалочка»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых и детей». Среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования, большое место занимает воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.

Наш ДОУ работает по программе «Детский сад 2100», которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию нами учитываются возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывается то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

Какие задачи стоят перед нами?

Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:

С детьми:

создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;

способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;

создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;

развитие коммуникативной компетентности ребенка;

развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.

С взрослыми:

формирование гуманного отношения к ребенку;

формирование правовой культуры;

обеспечение защиты прав.

Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

— с педагогами (знакомство с нормативными и правовыми документами);

— с родителями (конкурсы семейного творчества, выставки, консультации, традиционные и нетрадиционные родительские собрания по теме);

— с детьми (занятия, беседы, игры, развлечения и т.д.).

Ежегодно работа начинается с диагностической и просветительской деятельности с детьми и родителями воспитанников ДОУ, так как формирование основ правового сознания дошкольников без совместной работы с родителями, с семьей невозможно.

Анкетирование родителей показывает, что многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании и обучении их детей. Их беспокоит непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников, вызывает отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают как вести себя в трудных ситуациях. Выяснилось, что, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными, что о некоторых правах ребенка многие родители никогда и не задумывались и иногда нарушали их. Подобная ситуация опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Опрос родителей проводится в начале и в конце учебного года и показал, например, по результатам прошлогоднего анкетирования следующее:

№ п /п

Вопросы анкеты

Начало года

Конец года

Знакомы ли Вы с документами о правах ребенка

31%

80%

Знаете ли Вы, в чем проявляются нарушения прав ребенка

16%

87%

Допускаете ли шлепок

74%

48%

Используете ремень как вид наказания

31%

12%

Лишаете свободы движения

92%

57%

Оставляете ребенка одного дома на несколько часов

46%

39%

С целью повышения правовой культуры родителей разработаны формы и виды работы с родителями, определены направления повышения правовой культуры родителей воспитанников ДОУ:

№ п/п

Формы

Виды

1

Интерактивная

— анкетирование;

— диагностика;

— дискуссия;

— «круглые столы»;

— родительские собрания;

— конференции;

— вечера вопросов и ответов;

— тренинги;

— консультации специалистов

2

Традиционная

— тематические часы;

— родительские собрания;

— вечера отдыха;

— семейные спортивные и интеллектуальные состязания;

— творческие конкурсы

3.

Просветительская

— использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей;

— стенды и уголки для родителей

На Общем родительском собрании родители воспитанников знакомятся с международными, российскими и региональными документами о правах человека, на собраниях родителям предлагаются памятки, выставки правовой и методической литературы. Все Общие родительские собрания проходят в интерактивном режиме, здесь родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждаемых вопросов. Например, в этом году на общем родительском собрании по теме: «Законодательная база, регламентирующая деятельность образовательных учреждений» родители познакомились с Федеральными государственными требованиями, проектом закона об образовании и новым Типовым положением о ДОУ.

С целью обогащения знаний родителей о правах ребенка проводятся консультации, круглые столы, тренинги и деловые игры с родителями, совместные праздники, такие как «Мама, папа, я – очень дружная семья». В каждой возрастной группе оформляются методические папки для воспитателя, где собирается практический материал для занятий с детьми и родителями, а так же методические папки для родителей, в которых помещена информация о международных и российских документах о правах человека с рекомендациями и памятками родителям по соблюдению прав ребенка.

Создана картотека дидактических игр и упражнений, которые можно использовать в условиях детского сада и семьи в целях формирования основ правового сознания.

В начале учебного года утверждается План мероприятий по защите прав детей в условиях ДОУ и семьи.

В газете для детей, родителей и педагогов «Русалочка» ведутся рубрики «Читайте вместе с детьми» и «Это надо знать», в которых даются советы родителям о том, как воспитывать в детях чувство собственного достоинства, ответственности за начатое дело, данное слово, формировать общественные нормы и правила поведения.

Подводя итоги нашей работы по формированию основ правового сознания дошкольников, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Многим родителям стало легче управлять своим поведением и поведением ребенка, когда ребенок капризничает, упрямится и не желает выполнять просьбы родителей; они стали чаще бывать вместе с детьми – ходить в походы, заниматься оздоровлением всей семьей, вместе трудиться.

Используемая литература:

1. Е.В.Соловьева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. Практическое пособие для работников ОУ – Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.

2.С.А.Соловей, Т.Н.Львова, Г.И.Дубко. Реализация Конвенции о правах ребенка в ДОУ.

3. Конвенция о правах ребенка

4. Н.Н.Копытова. Правовое образование в ДОУ.

Огромная ответственность и обязанность в данном направлении возлагается, как ни странно, не на социального педагога, а на воспитателя. Ведь формирование навыков и умений не может быть ситуативным, оно должно быть систематическим. И только воспитатель может и должен постоянно обращать внимание на формирование правового сознания своих подопечных.

Сегодня я хочу познакомить вас с молодым воспитателем Миндибаевой Гузалией Захидовной, которая, несмотря на небольшой стаж работы, собрала и применила большой материал по правовому воспитанию дошкольников своей группы.

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА «ПРАВА ДЕТЕЙ»

В прошлом году я защитила дипломную работу по теме «Правовое воспитание дошкольников», при подготовке которой я собрала большой практический материал по формированию правового сознания дошкольников.

И, поэтому, когда в прошлом году я стала воспитателем 2-й младшей группы (а это мой первый самостоятельный набор детей), мне захотелось применить этот материал на практике.

На первом этапе я, знакомилась с методической литературой по теме, изучила проблемы в правовом воспитании детей, определила цели и задачи работы. Мною были выбраны методы и приемы работы, формы и типы непосредственной образовательной деятельности, методы диагностики и методы анализа результатов деятельности.

На втором этапе я организовывала встречи с родителями детей, собеседование, анкетирование родителей и детей на которых выяснилось, что родители испытывают трудности в воспитании детей, т.к. не знают правовые документы, регламентирующие права детей или не умеют применять их в практике. Я обратилась за консультацией к социальному педагогу по планированию работы, мы распределили направления деятельности и изучаемых вопросов, исходя из специфики программы ДОУ и результатов анализа и диагностики.

На следующем этапе был составлен перспективный план, разработано содержание работы, а так же разработка конспектов бесед с детьми, консультаций и сценариев мероприятий с родителями.

Сейчас я провожу работу с детьми и родителями, промежуточное обследование, промежуточное подведение итогов, результаты которых убеждают меня в правильности и необходимости продолжать работу в этом направлении.

Я стараюсь применять в своей деятельности различные формы работы. Разрешите представить вашему вниманию викторину.

Обобщающее мероприятие — викторина для старших дошкольников и родителей

по теме «Права детей».

Вид  Обобщающее мероприятие – викторина по теме «Права детей»

Тип– нетрадиционное

Цель: Содействие развитию основ  правового сознания у детей

Задачи: 1.  Обобщить знания детей о правах ребенка

           2.  Развивать умение делать выводы, рассуждать, сопоставлять.

    3.  Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Материал: Фишки, шапочки магистров, свитки, взрослый, играющий роль Человека Рассеяного, звезды разного цвета, ватман в форме неба, презентация к занятию.

Содержание:      (Дети с родителями разделены на  команды)

                (На экране появляется слайд с изображением книги)

-Здравствуйте, ребята и взрослые!

Сегодня к нам в гости прилетела магистр мудрая сова и принесла с собой книгу. Это книга не простая, она называется  — «Конвенция о правах детей»

Как вы думаете, что это за книга, о чём она? (Это книга о правах детей)

А наши гости знают, о чём эта книга?            (Знали, но забыли)

Предлагаю вам, ребята, напомнить родителям о ваших правах! Для этого мы посетим «Школу прав детей», которой управляет магистр мудрая сова!

А я, с вашего разрешения, буду её помощницей.

(Появляется слайд «Школа прав детей», затем следующий слайд со списком заданий от совы)

Магистр приготовила вам задания и вопросы, на которые вы будете отвечать по очереди. За правильный ответ получаете фишку. Победителем будет та команда, которая наберет наибольшее количество баллов!

И так – начинаем!

1-й вопрос:  (Слайд с изображением свидетельства о рождении)

(всем) Что изображено на экране?   (Свидетельство о рождении)

О каком праве говорит этот документ? (О Праве на имя)

     (Появляется надпись с правильным ответом)

Зачем нам нужно имя?                  (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –                                                   

Имя каждому дано, 

И у каждого одно!

 — Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

                          (Называть друг друга по имени)

 — Уважаемые гости, вы знали о существовании  права на имя?

                                   (Знали и сейчас снова вспомнили)

 — Да, действительно, существует право на имя, которое подтверждает документ – свидетельство о рождении, где указано имя каждого человека.

2-й вопрос:    (Слайд с изображением семьи)

О каком праве детей говорит следующее изображение?

                  (Право на семью)

(Появляется надпись с правильным ответом)

Что вы знаете об этом праве?

            (У каждого человека должны быть папа, мама)

(гостям) Как должны относиться члены семьи друг к другу?

                      (Уважать друг друга, любить) 

(гостям) Какое право нам это подтверждает?                               

                (Право на любовь и заботу в семье)

          (Появляется слайд с изображением этого права)

(всем) Какие обязанности есть у вас в вашей семье?

(Приготовление пищи, наведение порядка, поход в магазин, помощь взрослым)

Я люблю свою семью;

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка и кошку Мусю…                                        

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

3-й вопрос:    (Появляется слайд с изображением права на отдых)

О каком праве нам могут сказать следующие иллюстрации?                      

(Право на отдых)

                    (Появляется надпись с правильным ответом)

Как можно отдохнуть детям?

 (Играть в игры, cмотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

— Да, в «Конвенции о правах детей» отражено право каждого ребенка на отдых.

Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых — поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»

 (Дети загадывают движения, затем к ним подходит Человек Рассеянный)

Дети — Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!

Ч.Р.- А что вы умеете делать?

Дети — Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!



Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все