Особенности каллиграфии письма в УМК Начальная школа 21 века_3172

МБОУ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

с. Гурьевка Прилузского района Республики Коми.

Особенности каллиграфии письма в УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией чл.-кор. РАО проф. Н.Ф. Виноградовой.

Автор – Рубцова

Анна Михайловна,

учитель начальных

классов.

2013г.

Особенности каллиграфии письма в УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией чл.-кор. РАО проф. Н.Ф. Виноградовой.

УМК «Начальная школа XXI века» разработан исходя из психофизиологических основ процесса письма и особенностей формирования любого навыка, в том числе и графического, учитывая низкую готовность большинства детей к овладению письмом. Это- методика обучения письму шестилетних первоклассников.

Ее особенности:

1. Длительный подготовительный этап, необходимый для отработки тех процессов, которые лежат в основе письма. Основной секрет формирования хорошего почерка кроется, во-первых, в правильно организованном подготовительном этапе и, во-вторых, в том, чтобы ученик четко осознавал свои действия в процессе овладения письмом. В школу приходит довольно большое количество детей с низким уровнем ориентировки в пространстве, с существенными проблемами координации движений глаз и рук. Поэтому не нужно сразу с первых уроков предлагать ученику работу на строке. Важно уделить внимание работе на нелинованном листе бумаге, что способствует формированию пространственной ориентации на листе, развитию движений руки ребенка.

На подготовительном этапе закладывается умение точно следовать инструкции, осознанно ориентироваться на точки, указывающие начало движения, и на стрелки, указывающие направление движения. В то же время отрабатывается такое важное понятие, как «параллельность линий», и формируется соответствующий навык проведения параллельных линий сначала в более крупном масштабе и только потом на строке.

2. Изменение высоты строки в прописях. Детям очень трудно учиться писать по прописям, в которых высота линейки для строчных букв равна 4 мм. Рука ребенка этого возраста еще не готова к мелким, точным движениям, так как слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев. Кроме того, для формирования осознанности всех действий при формировании навыка письма необходимо специально учить детей видеть строку, ее середину, чувствовать величину элементов, расстояние между ними, мысленно выделять для этого элемента его «клеточку» и располагать в ней элемент. Конечно, для этого более удобна большая высота строки, так как для большинства детей осознанная ориентация на линейке высотой 4 мм просто невозможна.

В рабочих тетрадях, которые предлагаются детям в первом классе, рабочая строка увеличена и разделена на две равные части по горизонтали, чтобы имелись четкие ориентиры высоты букв. Высота строки при этом достаточно удобна для выполнения и круговых, и поворотных движений, она не сковывает их. Наиболее приемлемой является строка высотой 24 мм (12+12) для начального этапа и строка 16 мм (8+8) для этапа закрепления графического навыка (Приложение 10).

3. Увеличение количества времени на написание печатных букв. Это связано с тем, что рука шестилетних детей еще недостаточно готова к письму письменных букв, которые по своему начертанию намного сложнее печатных.

На уроках курса «Грамота» одновременно с изучением букв дети усваивают зрительные образы печатных и письменных (заглавных и строчных) букв, анализируют элементы, входящие в состав курсивной буквы, запоминают образы письменных букв, но при этом пишут на данном этапе только печатные буквы. Буквы легче запоминаются, а параллельно совершенствуется и мелкая моторика руки.

По такой логике обучения я добиваюсь главного: формирую те самые предпосылки овладения письмом, без которых невозможно формирование полноценного письма: совершенствуется моторика руки, зрительно-моторные и пространственные координации; дети овладевают умением ориентироваться на строке, передавать устную речь системой букв. Оберегаю ребенка на первых порах от дополнительных трудностей, связанных с овладением курсивным шрифтом.

4. Упрощение начертания некоторых курсивных букв. Алфавит написан курсивными буквами и помещен в конце рабочих тетрадей. Буквы стали проще по начертанию, некоторые буквы выглядят непривычными, «некрасивыми». Моя задача – научить ребят писать с наименьшими трудностями (Приложение 11).

Принцип, который положен в основу изменения конфигурации букв, заключается в том, что все буквы состоят из определенного набора элементов, и не стоит дублировать похожие элементы, увеличивая тем самым их количество. На начальном этапе важно научить детей простому начертанию букв, это существенно облегчает процесс овладения письмом. А привычный образ букв (таким, например, как А, Ю, К и т. д.), показываю детям на уроках обучения грамоте (коми) в прописях № 1,2,3.

5. Отказ от безотрывного письма и от введения различного типа соединений букв. Дело в том, что безотрывного письма в принципе не существует. В тех случаях, когда учитель поддерживает методики безотрывного письма, школьники все равно делают паузы между элементами, так как это обусловлено физиологически, но при этом дети вынуждены не отрывать ручку от бумаги, удерживать ее в одной точке, что сильно увеличивает статическое напряжение мышц. В УМК «Начальная школа XXI века» специально заложен принцип поэлементного написания букв. При этом большое внимание уделяется осознанности действий, ребенок точно знает точку начала следующего элемента. По мере развития навыка появляется связность движений, выражающихся в том, что, закончив один элемент, ребенок ведет линию и точку начала следующего элемента и пишет его. Постепенно на последующих этапах буква начинает писаться за одно движение. При таком подходе связность появляется автоматически, а не навязывается ребенку, когда его рука еще не готова к осуществлению длительных движений с большой траекторией. Этот же принцип лежит в основе соединения букв. В качестве способа соединения учащимся предлагается единый соединительный штрих, не вводятся понятия «нижнее соединение», «верхнее соединение», связность письма нескольких букв приходит по мере развития навыка письма. И здесь при написании нескольких букв в рамках одного слова ребенок точно знает точку начала следующей буквы и приводит туда линию. При этом каждый ребенок работает на той стадии и в том темпе, который соответствует его возможностям в данный момент времени. Этим вопросам будет уделено внимание ниже.

Последовательность работы по формированию графического навыка условно делится на 10 ступеней работы, на каждой из них ляются характерные виды заданий.

Первые 7 ступеней относятся к добукварному периоду обучения грамоте, являются подготовительными. Насколько успешно начнется обучение, зависит формирование навыка. В этот период на уроках обучения грамоте письму отводится не более 10 минут.

Следующие две ступени – восьмая и девятая – соответствуют этапам изучения гласных и согласных букв и чтению в пределах всего алфавита. В это время в общей структуре урока обучения грамоте идет постепенное увеличение времени, отводимого на письмо.

Последняя, десятая, ступень соответствует послебукварному периоду обучения. В это время идет изменение акцентов: значительное время урока чтения и письма отводится отработке навыка письма.

Последовательность работы на каждой ступени:

Учимся правильно сидеть.

Успешность формирования навыка письма и особенно становление почерка во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но очень важно уделять им внимание не только на начальных этапах, но и в процессе всего обучения. Это необходимо потому, что правильные поза, положение ручки и верная координация движений позволяют сформировать технику письма, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Обращаю внимание детей на положение тела во время письма, объясняю, как надо сидеть, чтобы не навредить своему здоровью. Для этого рассматриваем с ними рисунки, помещенные в рабочей тетради.

Учимся правильно держать ручку и бумагу.

Не менее важным считаю научить школьника правильно располагать на столе тетрадь. От этого зависит не только четкость почерка, но и правильная поза при письме. Напоминаю о положении тетради по отношению к поверхности стола и по отношению к ребенку:

— тетрадь должна быть сдвинута вправо так, чтобы нижний левый край листа находился на середине груди, по мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх;

— сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется – сверху.

Одно из главных правил письма – свободное движение пишущей руки. Обеспечивается оно прежде всего тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, держится вертикально и так, что свободный конец ручки направлен от пишущего. Невозможны свободные движения при письме и в том случае, когда рука опирается о стол тыльной стороной.

Обращаю также внимание детей на положение ручки. Она должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.

Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Оптимальная длина ручки 15 см, очень короткие или очень длинные ручки лучше не использовать. Слишком твердый стержень, толщина ручки более 7 мм, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма. Психологически настраиваю детей на работу в тетради:

Я тетрадочку открою

И как надо положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Учимся рисовать прямые линии.

Учу учеников начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении.

Линии должны быть равными (длину штриха каждый ребенок выбирает сам) и ровными.

В предложенных в рабочей тетради заданиях последовательно отрабатываются умение рисовать прямые вертикальные линии, прямые горизонтальные линии, прямые наклонные линии.

Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии

Объясняю им, какие считаются параллельными (можно дать самое простое объяснение: линии – на одинаковом расстоянии друг от друга).

Учимся рисовать полуовалы.

Письмо полуовалов – важный момент как в развитии моторики, так и в отработке положения руки с опорой на мизинец. Появляются задания с использованием рабочей строки.

6.Учимся рисовать круги и овалы.

Особое внимание детей необходимо обратить на различие кругов и овалов. Овал является одним из основных элементов курсивных букв. Важно, чтобы это был именно овал, а не круг.

7. Учимся рисовать зигзаги, плавно передвигая ручку.

Задания требуют от детей точных движений, строгого следования направлению движения, заданному стрелкой.

Учим печатные и письменные буквы, учимся правильно писать печатные буквы.

Эта ступень обучения совпадает с началом изучения гласных букв. У детей закрепляется зрительный образ печатной и письменной букв как условного знака, передающего определенный звук.

Параллельно с изучением букв на уроках обучения грамоте ввожу зрительные образы печатных и письменных (заглавных и строчных) букв, но отрабатываем двигательный образ только печатных букв.

После введения первой согласной буквы появляются упражнения, связанные с печатанием слогов, слов:

— соединение одинаковых слов, написанных печатными и письменными буквами;

— написание (списывание) печатными буквами заданного слова или предложения, причем образец может быть написан либо печатными, либо письменными буквами;

— преобразование набора букв в слово и печатание получившегося слова.

Для печатного шрифта выделяются следующие пары сходных букв: А – Л, Л – М, А – Д, Л – Д, В – Р, В – З, ь – ы, Г – Т, Г – Б, В – Б, Г – Е, К – Ж, Ж – Х, У – Х, Г – П, П – И, И – Ц, Ц – Щ, Ш – Щ, О – Ю, С — О, О – Р.

Одной из задач этой ступени является отработка навыка списывания слов, предложений, а также письмо под диктовку. Ученики списывают предложения и пишут диктанты печатными буквами, во всем остальном их работа не отличается от традиционной.

Учимся писать элементы письменных букв.

Практически эта ступень вводится одновременно с предыдущей. Учитывая особенности формирования движений при письме, обучение начинаю не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы конструируем, собираем любую букву из элементов. В русском курсивном письме не так уж и много этих элементов.

В строчных это прямая наклонная черта, черта с закруглением внизу; « г» — черта с закруглением вверху и внизу; « о» — овал; « с» — правый и левый полуовалы, есть еще начальный элемент букв «л», «м», «я»; короткие петли, петли, выходящие вверх за строку и вниз.

На парте у каждого ребенка лежит полоска с написанными на ней основными элементами букв. Это помогает ребятам сознательно подойти к анализу букв; при знакомстве с каждой новой буквой дети находят и показывают на полоске те элементы, из которых она состоит.

При объяснении способа выполнения буквы выделяю точку начала движения.

В процессе изучения элементов букв ребенок осваивает основные правила красивого письма:

— все буквы (графические элементы) одинаковой высоты;

— все буквы (графические элементы) одинаковой ширины;

— если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они заканчиваются на одном расстоянии от строки;

— расстояние между элементами букв одинаковое;

— расстояние между буквами в слове одинаковое;

— все линии при письме параллельные;

— прямые линии при письме ровные.

Основные типы заданий, связанных с отработкой письма элементов букв:

А) Письмо изолированного элемента.

Б) Письмо элемента буквы.

В) Вписывание одного и того же элемента в различные буквы, его содержащие.

Г) Поочередное дописывание элементов, составляющих букву.

Д) Дифференциация сходных элементов, а также дифференциация букв, сходных по количеству элементов или их расположению в пространстве.

Перед переходом на последнюю десятую ступень обучения проверяю сформированность умений учащихся.

Учимся писать курсивные буквы.

После длительного подготовительного периода подготовки необходимой основы для письма процесс овладения письмом курсивных букв в пределах всего алфавита осуществляется в предельно короткие сроки. К этому времени дети уже умеют передавать звучащую речь печатными буквами, могут писать все элементы письменных букв, знают зрительный образ всех букв, дифференцируют близкие в оптическом отношении буквы. Основная задача данного этапа заключается в замене при письме печатных вариантов букв курсивными.

Особенностью формирования навыка письма является то, что нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может.

Оптимальная скорость письма для шестилеток – 4-6 знаков в минуту в начале года и 10-12 знаков в минуту в конце года, у семилеток скорость письма может быть на 3-4 знака в минуту больше.

Темп письма определяется индивидуальными особенностями ребенка. Письмо – это ритмическая деятельность. У каждого человека свой произвольный ритм и своя скорость.

Постоянно напоминаю детям алгоритм написания буквы, еще и еще раз показываю точку начала движения (она всегда указана в прописях), направление движения (оно указано вспомогательными стрелочками).

Дифференцирую буквы, сходные по начертанию.

В тетрадь включены задания на установление соответствия буквенного и звукового состава слов. Предлагаю задания «Выбери и напиши», а также задания, дающие возможность отработать правила о буквосочетаниях «жи» — «ши», «ча» — «ща», «чу» — «щу».

Детям нравится, что в качестве материала для письма используем интересные стихотворные тексты, загадки, скороговорки. В процессе выполнения этих творческих заданий отрабатывается не только техника письма, но и элементы письма как особой речевой деятельности. Активизируется словарный запас детей.

Вывод: принципиальные отличия УМК «Начальная школа XXI века» обусловлены психофизическими основами процесса письма, а также возрастными и индивидуальными особенностями первоклассников. И главная моя задача – добиться того, чтобы учеба была для моих воспитанников радостью, а не тяжким и часто просто непосильным трудом.

Со 2 класса провожу специальные упражнения по каллиграфии на материале, имеющем орфографические трудности или интересном в плане развития речи учащихся. Стараюсь быть особенно требовательной ко всем формам записей на доске, в тетрадях учащихся.

Литература.

1.Агаркова Н.Т. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму. Н.Ш. 1992г. №2 с. 62-66.

2.Безруких М.М., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Грамота: Рабочая тетрадь №3 к учебнику «Грамота», 1-е полугодие – 2-е изд., переработанное – М.: «Вентана – Граф», 2005 г.

3.Безруких М.М. Кузнецове М.И. Как научить детей писать красиво. Беседы с учителем. Методика обучения: 1 класс 4-летней начальной школы. Под ряд Л.Е. Журовой. 2-е изд. перераб. и доп. М. Вентана-Графф, 2001г. с. 144-173.

4.Гладкова М.Ю. Обучение каллиграфическому письму по методике В.А. Илюхиной. Н.Ш. 1995г. №10 с. 46-47.

5.Жедек П.С. , Тимченко М.И. Списывание в обучении правописания. Н.Ш. 1989г. №8 с. 23-28.

6.Желтовская Л.Я. Дидактический материал к урокам чистописания. Н.Ш. 1989г. №3 с. 17-19.

7.Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н. Грамота: Учебник для учащихся 1 класса ОУ/Под редакцией Л.Е. Журовой – 3-е изд., доработанное – М.: Вентана – Граф, 2005 г.

8.Илюхина В.А. Письмо с «секретом» Н.Ш. 1990г. №4 с. 79-72.

9.Кузнецова М.И. Профилактика трудностей овладения чтением и письмом. Н.Ш. 1995г. №11 с. 11-14.

10.Никитина, Н.С. Рождественский и др. Под ред Н.С. рождественского. 2-е издание. М. : Просвещение, 1979г.

11.Полякова Э.И. Уроки обучения грамоте, Пособие для учителя. Сыктывкар, 2001 г.

12.Полякова Э.И. Азбука. Учебник для 1 класса школ Республики Коми: в 2-х частях. Ч.2 – М.: Вита – Пресс, 1999 г.

13.Полякова Э.И. Тетрадь по письму для 1 класса: в 2-х частях. Ч. 2 – М.: Вита – Пресс, 1999 г.

14.Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников. Н.Ш. 1987г. №6 с. 65-75.

15.Потапова Е.Н. Радость познания: книга для учителя. М. :Просвещение, 1990г.

16.Прудникова М.С. Приемы развития сенсорно- моторных навыков при обучении письму. Н.Ш. 2006г. №8 с. 28-32.

17.Рамзаева Т.Г. Резервы совершенствования грамотного письма. Н.Ш. 1985г №10 с.2-7.

18.Суворова Г.Ф. Урок грамматики и правописания. Методика грамматики орфографии в начальных классах. В.А.Кустарева, Н.К.