Особенности строения жизнедеятельности и значение плоских круглых и кольчатых червей

Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение

плоских, круглых и кольчатых червей ».

Цель: Обобщить, систематизировать и знания о строении и жизнедея-

тельности червей, о взаимоотношениях их со средой обитания, о роли этих животных в природе и жизни человека.

Совершенствовать умения учащихся распознавать изученных животных, сравнивать характерные признаки типов червей и делать выводы об усложнении их организации в процессе игры;

Закрепить знания учащихся о гигиенических мерах по профилактике заражения паразитическими червями.

Оборудование: таблицы«Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви», динамическая модель «Развитие цепня», влажные препараты »Аскарида» и «Печеночный сосальщик», таблички с названиями секторов, рисунки разных червей

Ход урока.

Организация класса.

Проведение игры.

Работа наша будет проходить на игровом поле, состоящем из нескольких секторов. Каждый сектор — это задания по характеристике червей.

Зачитать эпиграф на доске: «Черви — это бескостное ползающее животное с вытянутым телом».

1 сектор «Моя семья». Составление схемы классификации червей. (трое сильных уч-ся составляют схему у доски, остальные в тетради).

Тип плоские червиТип Круглые черви Тип Кольчатые черви

Класс Класс Класс Класс Класс

Ресничные Ленточные Нематоды Малощетин- Многощетин-

ковые ковые

Сосальщики

Пиявки

Работа с классом: ( беседа)

а)Назовите представителей каждого класса; б)Укажите количество видов;

в)Назовите среды жизни.

2 сектор «По одежке встречают».

Тест «Выдай паспорт». ( Приложение1). (Учащиеся работают парами по рядам: 1 ряд-плоские черви;2 —круглые;3- кольчатые черви; проверяют ответы друг у друга; сравнивают с готовыми правильными ответами на доске; ставят оценки).

Задание уч-ся: Назовите признаки, общие для всех червей.

Вывод: название «черви» объединяет несколько самостоятельных типов животных разных по строению и образу жизни, но имеющих общие признаки.

3сектор «Дважды два четыре». Знание общей характе- ристики не дает нам полного представления об этих животных, поэтому мы повторим особенности систем органов, определяющих биологический прогресс от плоских червей к круглым и кольчатым. (Учащиеся отвечают на вопросы на карточках, по таблицам у доски).

4сектор « Удивительно, но факт…» Составить логически

связанный рассказ о размножении червей.

(К доске выходят 3 уч-ся и составляет схему размножения плоских, круглых и кольчатых червей, используя слова подсказки на карточке; остальные проверяют, исправляют и дополняют). (Приложение 2).

5сектор « Ирония судьбы». Многообразие червей.

( На рисунках изображены представители от каждого типа, соединить стрелками животных одного типа, стрелки направить от эволюционно более древнего к эволюционно более молодому организму). Приложение 3).

6сектор « Наши «недобрые» знакомые».

Вопрос уч-ся:

а)О каких животных идет речь?

б)Почему они «недобрые» ?

в)Какое значение для паразитов имеет « Закон большого числа»?(Рассказ сильного ученика о развитии цепня по динамической модели на магнитной доске).

Задание уч-ся: Какие паразитические черви вызывают заболевания: ФАСЦИОЛЕЗ, АСКАРИДОЗ, ЭНТЕРОБИОЗ.

(Учащиеся рассказывают об этих заболеваниях).

7 Сектор « МОЙДОДЫР» Памятки каждому уч-ся по профилактике заражения паразитическими червями. ( Приложение 4).

8 сектор «Очевидное невероятное». ( Приложение 5).

Задание уч-ся: а) Какое положительное значение имеют черви;

б) Прочитайте на стр.92 учебника о значении пиявок.

9сектор «Конкурс идей ».Учащиеся независимо друг от друга работают над задачами, а затем в порах обсуждают ответы. ( Приложение 6).

III. Итог урока.

Приложение № 1. Тест « Общая характеристика червей»

Подчеркните цифры, обозначающие общие для всех червей признаки.

1 . Двусторонняя симметрия тела.

Трехслойное удлиненное тело.

Полость тела заполнена паренхимой.

Тело разделено на сегменты.

Наличие тканей, органов и систем органов.

Дыхательная и кровеносная системы отсутствуют.

Вторичная полость тела — целом.

Звездчатые клетки с ресничками, открывающиеся наружу выделительными порами.

Гермафродиты.

10.Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным.

1 1 . Первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.

Отсутствие твердых скелетных частей и настоящих расчлененных конечностей.

Эктодермальная глотка и энтодермальная средняя кишка.

Наличие кожно-мускульного мешка.

Раздельнополые животные — половой диморфизм.

Густая сеть капилляров в коже.

Парные щупальца и глаза на переднем конце тела.

На каждом сегменте тела две спинные и две брюшные щетинки.

Хвостовые железы на заднем конце тела.

Замкнутая кровеносная система, имеющая «сердца».

Щетинки на передней части тела, иногда глаза.

Приложение № 2. Поясок, гермафродиты, яичники, наружное оплодо- творение, половым путем, совокупительная сумка, семенники, кокон, внутреннее оплодотворение, яйцо, перекрестное оплодотворение, муфта, раздельнополые, яйцевод, семяпровод, кутикулярные иголочки.

Приложение № 3

Приложение № 4.

Памятка

по профилактике заражения паразитическими червями.

Тщательно мыть руки с мылом перед едой или после работы с землёй и посещения туалета.

Овощи и фрукты мыть кипячёной водой.

Избегать обсасывания травинок.

Мясо и рыбу перед употреблением хорошо проваривать или прожаривать.

Вовремя стричь ногти на руках, так как яйца червей скапливаются под ними вместе с грязью.

Необходимо гладить нательное и постельное бельё.

Проходить обследование на гельминты и выполнять рекомендации медработников.

Приложение № 5. Положительное значение червей.

Улучшают плодородие почвы.

Дождевые черви служат пищей кротам, ежам.

Морские и пресноводные колчецы служат пищей рыбам,ракообразным, кишечнополостным, иглокожим, поедающим их вбольших количествах, азовских нереид специально развели вКаспийском море в качестве корма для рыб.

Отсутствие дождевых червей практически всегда принимается запервые признаки неблагополучия почвы.

Приложение № 6. Решение творческих задач:

1. В Средней Азии достаточно широко был распространен круглый червь – ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является пресноводный рачок – циклоп. Предложите наиболее эффективные способы борьбы с риштой.

Существуют круглые черви, микроскопические личинки которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?

Ленточные черви бычий и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т.е. являются животными – космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?

Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна его стадия, именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу – ведь пастухи зорко следят за стадом, собаки охраняют его, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечивает себе попадание «по месту назначения»?

Есть паразит, который обитает в теле муравьёв. Промежуточным его хозяином является корова. Каким образом паразит обеспечивает попадание «своего» муравья – хозяина в пищеварительную систему коровы?