Открытый урок Антонимы2 класс

Словарное слово на плакате, картинка на слайде:

ОСИНА

Индивидуальные карточки для проверки словаря:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Ход урока:

Организация класса. (1мин.)

Учитель: — Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: — Молодцы! Садитесь на свои места.

Проверка домашнего задания. Итог. (3 мин.)

Учитель: — Сначала мы проверим домашнее задание. Ксения, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?

В домашнем задании из упр.68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.

Учитель: — Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской — экраном:

(читаю пары слов, дети сверяют записи)

1 слайд:

Ребята — дети, бежать – мчаться, красный — алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.

Итог. Учитель: — Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок! Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок. Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради организованно передайте на мой стол!

Учитель: — О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? О словах-синонимах.

Учитель: Умница! Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

:Слова, близкие по значению, например: папа-отец.

Учитель: — Хорошо!

Учитель: — Серёжа, что значит определить лексическое значение слова?

Серёжа: — Сказать, что обозначает это слово.

Учитель: — Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах – синонимах?

— Есть словари синонимов.

Учитель: — Хорошо, молодец!

1)Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)

Учитель: — Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

2 слайд:

Добрый – злой,Трусливый – смелый,Толстый – тонкий,Чёрный – белый,Вверх – вниз,Внутри – снаружи,Над – под,Жара – стужа,Чистить – пачкать,День – ночь,Все сюда! – ступайте прочь!Труд – безделье,Смех – рыданья…Здравствуйте… и до свиданья!

Маша Лукашкина

Учитель: — Вам понравилось стихотворение? Чем?

— Оно весёлое, читается легко.

Учитель: — Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: — Почему вы не можете выполнить моё задание? Здесь их нет.

Учитель: — Правильно.

Учитель: — Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?

— Нет.

Учитель: — Эти слова называются антонимами.

2)Сообщение темы. (1мин.) Ребята , какая тема урока будет сегодня?

— Антонимы.

Учи Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем? — Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?

Молодец!

( учитель пишет тему на доске)

Учитель: — Ответим на первый вопрос: какие это слова?

— Разные. — Хорошо, ещё?

— Они не похожи друг друга.

Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: -Похожи они по смыслу или нет? — Они не похожи по смыслу.

Учитель: — Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный — белый?

— Это цвета.

Учитель: А вот эти слова: жара — стужа?

— Жара — это когда тепло, а стужа, когда холодно.

Учитель: — Молодец! Значит, какие это слова, Таня? — Они настроены друг против друга.

Учитель: — Молодец!

3 слайд

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

Минутка каллиграфии (2мин.)

Учитель: — Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:

(Самомассаж рук.)

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем — с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)

Учитель: — Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 12 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.

( показываю, напоминаю правило письма букв : Каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон).

(Дети прописывают буквы).

Учитель: — Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. У кого получились красивые буквы, поднимите зелёные сигналы! Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Диме надо поработать над правильным написанием букв, Даше нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.

Словарная работа. Итог.(8 мин)

Учитель: — Вика Смолина, Лиза, Вика Николаева и Сергей получают индивидуальное задание на карточках. Вике и Лизе в записанных на карточках словах надо вставить пропущенные буквы, распределить слова в 2 столбика: в первый – записать слова с проверяемой безударной гласной, во второй – записать слова с непроверяемой безударной гласной и поставить ударение. Вике Николаевой и Серёже в карточке надо выбрать и подчеркнуть безударную гласную, которую надо вставить в словарных словах, поставить ударение. Дети, которые выполняют задания в карточках, продолжат работать с нами, когда всё сделают. Приступайте.

Вика Смолина*:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Лиза*:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Вика Николаева***:

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Сергей***:

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Учитель: — Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Вы по очереди называете лексическое значение словарного слова, Саша пишет это слово на доске за ширмой , а вы — в тетрадях.

— Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)

— Дерево с белой корой. ( берёза)

— Столица нашей родины.( Москва)

: — Страна, в которой мы живём. ( Россия)

— Место, где мы родились и живём).(родина)

— Это плод яблони. ( яблоко)

— Инструмент для копания земли.(лопата)

— Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня)

( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).

Проверка. Итог.(1мин.)

Учитель: — Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы своих соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны слова и у Тани на доске.Саша*, молодец, с этим заданием справилась без ошибок. Оценка «5». Кто работал без ошибок, поднимите зелёные сигналы! Молодцы! Поставьте на полях восклицательный знак! Поднимите красные сигналы, у кого 1 ошибка? Ира**, Дима**, Даша** допустили по одной ошибке в словах – вам надо быть внимательней и повторить дома словарные слова. На следующем уроке поработаете в карточках.

следующих уроках, и не ошибаться при письме. Серёже и Вике оценка «4».

Встали.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.

1)Знакомство с новым словарным словом:(3мин.)

Учитель: — Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:

«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».

Вика Николаева: — Это заяц, потому что дрожит.

Учитель:- Кто думает по-другому? В загадке говорится, что «вся» дрожит?

Таня: — Наверно, осина, у неё листочки дрожат на ветру.

Учитель: — Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?

Дети (хором): [асина]

Учитель: — Какой звук слышим вначале слова?

Дети (хором):[А]

Учитель: — А правильно пишется это слово так:

ОСИНА

(Вывешиваю слово на доску:)

Учитель:- Запишите слово «осина», поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в этом слове, разделите слово на слоги. Можно ли её проверить?

(дети про себя пробуют подобрать проверочное слово)

— Какой вывод можно сделать?

— Эта буква непроверяемая, надо запомнить, как она пишется.

Учитель: — Хорошо! Умница!

2) Определение лексического значения этого слова.(1мин.)

Учитель: — Федя, какое лексическое значение имеет слово «осина»?

Федя: — Это лиственное дерево с дрожащими листьями, потому что в загадке так говорится.

Учитель: — Хорошо! Молодец! А в каком случае говорят: «дрожит, как осиновый лист»?

: — Когда человек замёрз или чего- нибудь боится.

Учитель: — Умница! Правильно!

3) Этимология.(1мин.)

Учитель: — Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:

4 слайд:

Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых.

4) Составление и запись предложения с этим словом. (2мин.)

Учитель: — Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.

Дима:- Осина растёт у дороги.

Вика Смолина: — Осина дрожит на ветру.

Лиза:- На осине дрожат листочки.

Владик: — Осина – высокое лиственное дерево.

Учитель: — Хорошо, молодцы! А мы давайте запишем предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ. Владик выполнит задание у доски за ширмой: запишет предложение, подчеркнёт в нём главные члены предложения.

( Осина дрожит на ветру. Что?- осина- это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает?- дрожит- это сказуемое, подчеркну двумя чертами.)

Учитель: Владик, назови слово с проверяемой безударной гласной.

Владик: — дрожит: проверочное слово — дрожь.

Учитель: — Правильно, молодец! Ребята, поднимите красные сигналы, кто допустил ошибку в предложении?Максим, Дима написали безударную гласную А. Что надо сделать, чтобы при письме не допускать ошибок?

— Слова надо проверять.

Учитель:- Как проверить это слово?

— Поставить эту букву под ударение.

Учитель: — Хорошо. Максиму и Диме надо быть внимательней, на следующем уроке поработаете в карточках с заданиями, где нужно проверить безударную гласную. Вика Смолина выполнила задание без ошибок, молодец! «5»

Физкультминутка. (1 мин.)

А сейчас все дружно встали,

Отдохнём, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели!

Закрепление нового материала.( 3 мин.)

Учитель: — Повторите тему сегодняшнего урока. Владик.

Владик:- Антонимы.

Учитель: — Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова- антонимы к картинкам:

5 слайд:

( чистый – грязный)

Учитель: — Молодец!

6 слайд:

(плачет – смеётся)

Учитель: — Умница, ты молодец!

7 слайд:

(толстый- тонкий)

Учитель: — Правильно, молодец!

8 слайд:

Учитель: — Света, назови слова к картинкам.

(маленький — большой)

Учитель: — Молодец, правильно!

9 слайд:

( грустный – весёлый)

Учитель: — Правильно, молодец! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

10 слайд:

чистый – грязный,



Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все