Открытый урок по русскому языку по теме ПРЯМАЯ РЕЧЬ_3252

Курсовая работа.

Открытый урок.

Учитель: Макарова Маргарита Станиславовна

Гимназия № 63 Калининского р-на

г. Санкт-Петербурга

4 класс

Общеобразовательная система « Школа 2100»

Тема урока: « Предложения с прямой речью»

Цель урока:

Препедевтическое введение предложения с прямой речью (конструкция « слова автора + прямая речь», «прямая речь + слова автора», показ роли таких предложений в речи)

Задачи урока:

Знакомство со структурой предложений с прямой речью.

Развитие умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Методы:

Иллюстративный

Беседа

Диалог

Самоконтроль

Формы организации детей:

Коллективная

Самостоятельная

Приемы исследовательской работы: наблюдения с использованием технических средств обучения и формирование соответствующих выводов.

Формы организации работы учителя:

Объяснение

Наблюдение за работой учащихся

Анализ работы учащихся

Дифференцированные задания

Контроль за выполнением заданий

Урок построен на технологии проблемно-диалогического обучения. 1 урок по теме. Метод обучения индуктивный. (От частного к общему)

Тип урока « Открытие нового знания»

Этапы урока

План

Деятельность

учителя

урока

Деятельность

ученика

Комментарии

(формы работыезультаты (УУД), способы наблюдения за работой детей)

1.

Организа-ционный

( мотивация

к учебной

деятельнос-ти)

Слова учителя

Ребята! Сегодня урок у нас будет не совсем обычным! Вы сами попробуете определить тему урока и сами сделаете выводы по этой теме. На ваших столах лежат карточки с текстом.

С каждым днем из наших разговоров я все больше узнавал о его планете ,о том, как он покинул ее, как путешествовал. Маленький принц оглядел молоток у меня в руке, мои заляпанные моторным маслом пальцы, мою фигуру.

Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.

Работая в группах дети, совещаясь, расставляют знаки препинания

И объясняют свой выбор.

Дети при входе в класс получают лепестки 5 цветов

(деление на 5 команд) и садятся за столы с соответствующим цветом.

Смыслообразование,

анализ , умение извлекать информацию из ранее полученных знаний.

2.

Актуализация знаний

-Вы узнали из какого произведения эти предложения? Кто автор?

( А. де Сент-Экзюпери « Маленький принц»)

Этот замечательный герой будет присутствовать на нашем уроке и помогать вам.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Умение работать в группенализ выполненной работы.

3.

Постановка проблемы. Поиск решения

(« открытие нового знания»)

-Послушайте 2 предложения.

Мальчик внимательно посмотрел на рисунок и сказал что овечка совсем хилая.

Мальчик внимательно посмотрел на рисунок и сказал: « Эта овечка совсем хилая»

-Ваши предложения по оформлению на письме…

Надеюсь, что в конце урока вы сможете более точно ответить на это вопрос.

Как вы думаете , все ли правила пунктуации вы знаете?

-Прочитайте тему урока.(« Предложения с прямой речью»)

-Кто знает, что такое прямая речь?

-Что будем изучать в этой теме?

-На каки вопросы отвечать?

Учитель записывает вопросы детей на доске:

Как отличить от других предложений предложения с прямой речью?

Что такое прямая речь?

Как оформить на письме предложения с прямой речью?

На столах у учащихся лежит текст.

-Прочитайте текст про себя и подумайте, из какого он произведения.

-Кто вспомнил автора?

-Прочитайте текст вслух. Кто автор выделенных слов? (Маленький принц)

-Как догадались?

Бледность сменилась густым румянцем, и маленький принц продолжал: « Если человек любит цветок, один-единственный среди миллионов звезд, с него довольно и этого. Он смотрит на звезды и чувствует себя счастливым».

-Прочитайте только прямую речь.

-Что же такое прямая речь?

(первая учебная задача)

-Почему эта речь получила такое название?

Давайте прочитаем определение прямой речи в учебнике.

-Как отличить от других предложений предложения с прямой речью?

( вторая учебная задача)

-Из чего состоят предложения с прямой речью?

( третья учебная задача)

Презентация «Прямая речь»

-Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?

-Прочитайте определение.

Дети высказывают свои предположения…

Работают в группах.

Задают вопросы по содержанию.

Выступают от группы.

Формируется умение отвечать на вопросы ,делать выводы, работать в группах, формирование умения договориться и давать один общий ответ от группы, формирование умения работать с информацией, ориентироваться в тексте, читать осознано. Умение работать в группах, обсуждать проблему, делать выводы.

Слайд №1.

На письме нам часто приходится передавать речь другого человека от его имени точно, дословно. В таких случаях мы используем предложения с прямой речью. Такое предложение состоит из ПРЯМОЙ РЕЧИ и СЛОВ АВТОРА.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ-это слова, переданные от имени говорящего. СЛОВА АВТОРА азывают, кому принадлежит прямая речь.

-Поставьте вопросы по содеожанию правила.

4.

Первичное закрепление.

А теперь потренируемся в расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Слайд№2.

Но вскоре стебелек перестал тянуться вверх и приготовился к цветению. Маленький принц, который присутствовал при появлении крупного бутона, сразу же почувствовал: сейчас из него исторгнется нечто чудесное, дивное.

Но цветок все никак не покидал свое жилище. Все прихорашивался, спрятавшись от глаз ,с великим тщанием подбирая краски, приглаживая один за другим лепестки…О , да, это было кокетливое создание! Шли дни, а цветок по-прежнему прихорашивался втайне от всех.

И наконец, на утренней заре явился взорам! И после всех кропотливых приготовлений цветок зевнул и сказал Ой, я еще толком не проснулся. Вы же не обессудьте, я не успел привести в порядок лепестки.

Но маленький принц не смог сдержать восторга и прошептал О! Как Вы прекрасны!

Мгновение спустя цветок добавил Я ужасно боюсь сквозняков. У вас не найдется для меня ширмы?

Учитель читает отрывок вслух.

-Как вы думаете, в этом тексте есть преложения с пряой речью?

-Прочитайте их.

-Чего не хватает в тексте?

Проверим, что у вас получилось

Слайд № 3

Но вскоре стебелек перестал тянуться вверх и приготовился к цветению. Маленький принц, который присутствовал при появлении крупного бутона, сразу же почувствовал: сейчас из него исторгнется нечто чудесное, дивное.

Но цветок все никак не покидал свое жилище. Все прихорашивался, спрятавшись от глаз ,с великим тщанием подбирая краски, приглаживая один за другим лепестки…О , да, это было кокетливое создание! Шли дни, а цветок по-прежнему прихорашивался втайне от всех.

И наконец, на утренней заре явился взорам! И после всех

кропотливых приготовлений цветок зевнул и сказал: «Ой, я еще толком не проснулся. Вы же не обессудьте, я не успел привести в порядок лепестки».

Но маленький принц не смог сдержать восторга и прошептал: « О! Как Вы прекрасны!»

Мгновение спустя цветок добавил : « Я ужасно боюсь сквозняков. У вас не найдется для меня ширмы?»

Давайте составим схему каждого предложения.

Слайд №4

А: « П».

А: « П

А: « П

Дети работают в группах, отвечают на вопросы учителя, решают проблему.

Формирование умения работать в группах, строить логические цепочки, анализировать , координировать действия, договариваться, делать выводы.

5.

Включение нового знания в систему знаний.

-У вас на столах лежат карточки с заданием.

-Спишите предложения к каждой из схем.

1. Маленький принц подумал: « Мой цветок скоро исчезнет, я оставил его совсем одного на этой своей планете!»

2. Эти розы были точь точь как его цветок и он спросил: « Кто вы?»

3. А еще он подумал: « Я то мнил себя богатеем, потому что владею цветком, какого нет больше нигде на свете, а оказалось, что все мое богатство- заурядная роза».

Самопроверка. Предложения

На слайде №5

Мы сегодня на уроке работали с отрывками из произведения А. де СентЭкзюпери « Маленький принц»

-Чему учит это произведение.

Работают в группах и самостоятельноготовят развернутый ответ, выбирают от группы выступающего.

Формируется умение конкретезировать знания, формулировать плный точный ответ, выбирать докладчика, умение самопроверки.

6.

Рефлексия

Ребята, наш урок подходит к концу. Смогли ли мы ответить на вопросы , которые появились у вас в начале урока?

Что нового вы узнали?

-Что же такое прямая речь? В

Вспомните схему написания знаков препинания с прямой речью.

Д.задание: Придумать предложение к каждой из этих схем.

Спасибо за урок! Вы молодцы.

Ответы детей.

Формирование умения формулировать выводы, адекватно оценивать работу.