Открытый урок по русскому языку Словообразование Разбор слова по составу_3383

Тема: «Словообразование. Разбор слова по составу»

Цели урока.

Образовательные: уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»; создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу.

Развивающие: развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку

русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

«Мозговая разминка»

-Чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».

Отвечаем хором, быстро.

Часть слова, которая служит для связи слов в предложении

называется…

Общая часть родственных слов называется …

— Как называется второй зимний месяц?

Что находится между городом и селом?

Разделительный твёрдый знак пишется после ….

Часть слова без окончания называется …

Назовите слово, противоположное слову враг.

Чем кончается лето и начинается осень?

— Сколько гласных букв в русском алфавите?

3. Чистописание.

-Определим букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является лишним в данной группе и

обозначает мягкий согласный, который находится в суффиксе этого слова: пейзаж январь рисовать мороз

(Лишнее слово рисовать, т.к. обозначает действие; мягкий согласный в суффиксе т,)

Определим порядок следования элементов в ряду: т/тт//ттт///

-Напишем эту цепочку букв в указанной последовательности, продолжим

закономерность до конца строки.

4. Сообщение темы урока.

На доске ряд букв:

-Отыщем тему урока в ребусе.

ПСРЛИОСВТОАОВБКРААСЗУОФВФАИНКИСЕ

(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

5. Включение в тему.

-Какие слова остались?

-Для чего нужны в словах приставка и суффикс?

-Поверим домашнее задание.

Словарь «Учусь правильно образовывать слова» (И.В.Курочкина)

Проверка работы со словообразовательным гнездом стр.91.

-Со словообразовательным гнездом какого слова мы работали? (Чистый)

-Прочитаем слова, образованные приставочным способом.

-Прочитаем слова, образованные суффиксальным способом.

Словарная работа.

рисовать пейзаж

мороз январь

-Прочитаем слова. Что общего у этих слов? Какое слово лишнее?

-Какое задание можно придумать с этими словами?

-Образуем новые слова, выделим ту часть слова, с помощью которой

образовалось новое слово:

Один учащийся выполняет работу на карточке.

Проверка с помощью опор.

-Каким способом образованы слова?

-Кто образовал другие слова?

-Зачем нужно уметь образовывать слова разными способами, определять

состав слова? (Чтобы расширять свой словарный запас, уметь правильно

определять место орфограммы в слове.)

Орфографическая гимнастика.

-Определим место орфограммы в словах. Покажем место безударной гласной в корне жестами.

Побег, денёк, кисточка, рассвет, в клетке, водить, пишет, ключик. Отлично!

6. Работа над алгоритмом по составу.

-А что нам может помочь действовать организованно и научиться быстро

и грамотно разбирать слова по составу? (План действия, алгоритм).

-Следовательно, какова же цель нашего урока? (Составить алгоритм разбора слова по составу).

У детей на партах пошаговый план алгоритма. Учащиеся работают в парах.

-Составим алгоритм разбора слова по составу

-Запиши слово.

-Измени слово и выдели окончание.

-Отдели окончание от основы и выдели основу.

-Подбери однокоренные слова и выдели корень.

-Найди и обозначь приставку и суффикс.

Проверка:

-Какой первый шаг?

-Что нужно сделать потом?

-Мы составили свой алгоритм. Давайте убедимся в правильности его построения. Работа по учебнику.

-Чем отличается наш алгоритм от предоставленного алгоритма в учебнике?

(Для устного разбора, а наш — для письменного).

7. Практическое применение.

Эстафета.

На доске записаны слова в 3 столбика. Учащиеся по цепочке выходят к доске

и выделяют части слова, используя алгоритм.

перегородка выговор ореховый

побег подорожник предвестник

желтизна соседка просмотр

Проверка с помощью светофоров.

-Вы научились разбирать слова по составу. Молодцы!

8.Творческое применение знаний.

Работа с текстом.

-Посмотрите на экран. Подумайте, что же мы сейчас будем делать?

(Подбирать слова к схемам, чтобы из них получилось предложение.)

Работа по вариантам. Каждый вариант получает по два предложения, в которых

некоторые слова заменены схемами.

Два человека работают на карточках.

Проверка на экране.

Метель спрятала (укрыла) лесные дорожки (тропинки).

Мягко похрустывает (поскрипывает) под ногами снег.

Деревья замерли (застыли) в зимнем сне.

Пушистая (ледяная) изморозь покрыла ветви.

-Прочтём полученные предложения? Кто подобрал другие слова?

-Что у нас получились? Как можно его озаглавить?

9. Подведение итогов урока.

Сделаем вывод:

-Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,

отдельно от слова? (Нет). Мы собрали части и получили слово.

Действовали вместе и получили текст.

-Сегодня на уроке: Мы составили…

Мы научились…

10. Информация о домашнем задании

Продолжите наш рассказ. Придумайте 2 предложения и зашифруйте их.