Овсей Дриз Кто я Главное переживание героя

О. Дриз «Кто я?»

Цель урока:

-познакомить учащихся с изобразительно-выразительным средством – контрастом.

Задачи урока:

-продолжить работать над понятием точка зрения на примере стихотворения О. Дриза, в котором выражена позиция героя на его отношениях с окружающим миром, со взрослыми, со сверстниками;

— постараться все обсуждаемые ситуации сделать личностно значимыми для каждого учащегося;

— при помощи системы вопросов к стихотворению обнаружить, что сколько раз мальчика-героя с кем-то сравнивают, столько раз он задумывается: надолго ли ему удастся избежать следующего сравнения;

— помочь школьникам обнаружить следующую закономерность: в

1-ом, 3-ем, 5-ом и 7-ом четверостишиях настроение буйное, возмущенное, а во 2-ом, 4-ом, 6-ом и 8-ом – звучат спокойные интонации размышления.

— обсудить вместе с детьми, что как мальчик ни старается вести себя хорошо, ничем не вызывать недовольство близких – из этого ничего не получается, и попросить школьников сравнить свой опыт и опыт мальчика- героя стихотворения.

Оборудование: иллюстрации к произведению, тетради на печатной основе, картинки с изображение животных.

Работа над новым материалом.

1.- Конечно, замечательно быть человеком! Но иногда, особенно в раннем детстве, человек и сам не знает, кто он. Об этом и пойдет речь в стихотворении, с которым мы сегодня познакомимся.

2.- Вчера, готовясь к уроку, я вдруг подумала: бедные животные. А знаете, почему? Бывает так, что если нас, людей, не хотят обидеть, достается им. И тогда можно услышать…

Ну что ты злой, как…(помогайте мне)

Хитрый, как…

Медлительный, как…

Упрямый, как…

Грязный, как…

-Может, кто-то продолжит?

3.- Животных можно пожалеть, но можно пожалеть и людей, которых сравнивают с ними. На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением Овсея Дриза. Откройте страничку содержания, догадайтесь, о каком стихотворении пойдет речь, найдите его. Итак, нам предстоит работать с этим стихотворением: мы будем анализировать его, учится выразительно читать.

( чтение стихотворения учителем)

4. Работа с пиктограммой на с. 57.

— Что она обозначает?

— Кто внимательно меня слушал, тот ответит на вопрос пиктограммы.

— Прочитайте строчки, в которых об этом говорится.

Волосы дыбом-

Не мальчик, а еж!

Неуклюжий медведь!

Горластый петух!

Упрямый козел!

— С кем мальчик не хотел, чтоб его сравнили?

5. Продолжаем работать со с.58.

а) Первая часть задания.

— После каких строк они идут? Т.е. сначала мальчика сравнивают с животным, а потом он опять, как бы, превращается в человека. Для вас специально посчитали количество строф. Сколько же повторяющихся?

б) Вторая часть.

-Сначала школьнику весело, потом становится грустно. Что-то не нравится- герою стихотворения плохо, он человек – и опять все хорошо.

( Летучая мышь)

Такой прием называется контрастом – резкой противоположностью.

6. Задание после Летучей мыши.

— В этом стихотворении мальчика сравнивают с животными, когда он хорошо себя ведет? Т.е. при отрицательных качествах человека. Но ведь не всегда бывает так. Бывает, когда с животными связывают наши положительные, хорошие качества. Сейчас мы об этом поговорим.

— Образуйте пары. Встаньте и покажите их.

( на доске группы картинок с изображением животных)

— Выберите любую из трех картинок и объясните свой выбор друг другу, а потом и нам всем:

Мудрая, как…( обезьяна, курица, черепаха)

Умный, как…( попугай, поросенок, слон)

Ласковый, как…(лев, котенок, жираф)

7. Работа с ТПО.

— И все равно, как замечательно, что животные и птицы всегда вокруг нас, что можно любоваться ими и иногда гордиться, что нас с ними сравнивают. И мы их тоже можем с кем-нибудь сравнить.

-Послушайте и скажите, с чем сравнил автор попугаев.

8. Иллюстрации.

-А теперь, ребята, я попрошу вас сделать два контрастных рисунка (помните, что такое контраст?): на одном то животное, с которым вы сами себя сравните, если вы спокойный ребенок. А на другом (ну, если вы хотите это нарисовать) то животное, которое показывает вас в минуты озорства. Бывают ведь такие минуты?

9. Работа над выразительным чтением стихотворения.

III. Итог урока.

-Итак, о каком приеме мы сегодня с вами говорили? Жизнь вообще полна контрастов: то нам хорошо, у нас все получается, и тогда говорят: «Началась белая полоса в жизни». Случились неприятности, все валится из рук – контрастный цвет – черная полоса. Но, что бы не случилось – помните о том, что каждая черная полоса обязательно сменяется белой. Поэтому все неприятности и беды пройдут!