Педагогическая этика

Материал семинара

Создание эмоционально-психологического настроя.

«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется»,- эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу.

Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:

«Только тот, кто владеет собой

может повелевать миром».

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

И вот сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике. Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».

Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения.

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

Кстати, «такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение».

« Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова « Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца». Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.

Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.

Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивает, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему даже не стоит делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделять ребенку внимание, как только появится такая возможность. Далее, воспитатель проявляет выдержку в любых обстоятельствах; находит способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие, выбирает место и время для разговора по душам; понимает и оценивает детские поступки, и, главное, умеет индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на лучшее, что есть в ребенке. Высокая требовательность воспринимается детьми, как акт справедливости, когда она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением. Гуманность педагога проявляется в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т.д.

Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания, стремления. Русский философ В.В. Розанов рассуждал: «Гениальный ли ум нужен для этого, глубокое проницание? Нет, более трудное, чем это: простое, любящее сердце – только…»

У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения.

Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:

Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

Он – защитник: оградит от обидчика.

Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.

Он мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.

Только такой педагог, радостно и активно отдающийся любимому делу, может создать для ребенка атмосферу радости и комфорта.

В заключении мне хотелось бы напомнить нам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям:

Никогда не наказывать детей;

Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;

Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);

Не укорять детей;

Не жаловаться на них родителям;

Не оскорблять;

Не приказывать, не требовать жестко;

Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

Хвалить от души;

Верить и доверять безоговорочно;

Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

Прощать искренне

Приложение 1.

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Ф.И.О. воспитателя _____________________________________________

Являются ли девизом Вашей работы слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный воспитатель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Как часто Вы пребываете в «дурном» настроении и отражается ли это на Ваших воспитанниках?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Каковы Ваши сильные и слабые стороны в общении с детьми?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. Что нужно Вам корректировать в своем поведении, чтобы успешно взаимодействовать с воспитанниками?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Что надо сделать лично Вам, чтобы каждый день в ДОУ приносил Вашим воспитанникам радость?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Какие профессиональные качества и черты характера воспитателей Вы считаете определяющими для работы с воспитанниками?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Приложение 2.

Деловая игра на тему «Искусство любить детей».

Задачи:

Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и вооружить их знаниями, которые могут успешно применяться в процессе их педагогической деятельности, как с воспитанниками, так и с их родителями.

Активизировать работу воспитателей по разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в группе, дома и умение оказать квалифицированную помощь.

Развивать творческие способности и любовь к профессии.

Ход игры

Организационно-подготовительный этап.

Вводная информация ведущего о деловой игре (ознакомление участников с условиями игры, методикой проведения).

Формирование групп, распределение обязанностей.

Инструктаж.

Анализ результата анкетирования воспитателей.

Практическая часть.

Педагогическая разминка. Игра « Справочное бюро»

Цель: совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы родителей, развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.

Игра «Составь портрет» (Наиболее значимые качества воспитателя).

(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д..)

Конкурс «Эврика».( Решение педагогических ситуаций)

Ведущий: Как известно, Архимед воскликнул: « Эврика!», когда ему в голову пришло решение сложной задачи. Посмотрим, как вам удастся решить сложные педагогические ситуации. Начинаем конкурс « Эврика».

Карточки для 1-й команды.

1. Дети говорят о воспитательнице: «Целый день она нас ругает, а вечером, когда приходят мамы и папы, она нас обнимает и ласково называет».

(Объясните и оцените ситуацию).

2. На прогулке воспитатели двух групп увлеченно беседуют друг с другом. Дети бегают, веселятся. Вот они уже разошлись не в меру. Только когда кто-то упал и заплакал, воспитатели обратили на них внимание. Прочитали нотацию и … наказали.

(Кого нужно наказать? Почему? Как поступили бы вы?)

Карточки для 2-й команды.

1. Забирая вечером ребенка из д/ сада, родительница обнаружила, что гамаши и варежки мокрые. Обратившись с вопросом к воспитателю, она услышала…

(Ваши варианты ответов).

2. Представьте себе, что Вы в группе чем-то заняты. К Вам подходит ребенок и говорит одну из следующих фраз:

1. «Они не принимают меня играть!»

2. «А мою сестренку вчера увезли в больницу!»

(Ваша реакция).

Педагогический тренинг.

Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.

Задание 1. Выразительная речь

1-й команде:

Произнесите фразу « Иди сюда»

громко,

возмущенно,

радостно,

таинственно.

2-й команде:

Скажите « Молодец»

тихо,

громко, ласково,

удивленно,

радостно.

Игра « Хорошо ли быть воспитателем?!»

Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Вы должны по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.

Например:

Хорошо

Плохо

Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа.

Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу…

Воспитателем быть хорошо – эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.

Воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.

Воспитателем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д.

Воспитателем быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим.

Подведение итога игры.

Ведущий: Подводя итог нашей игры, мне хотелось бы еще раз вам напомнить о том, что ребенка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм.

Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.

В заключении мне хотелось бы вам раздать памятку под названием

« Некоторые условия успеха воспитательской деятельности».

Личное обаяние (не сюсюканье, не заигрывание, а внимательное, искренне доброе отношение к окружающим, умение пользоваться своими внешними и внутренними достоинствами).

Устойчивый авторитет (готовность и желание воспитателя выслушать, понять, помочь).

Умение заменить и поддержать любой успех ребенка (наличие интереса к воспитаннику, к его деятельности).

Тактичность и корректность по отношению к ребенку. ( Дети не прощают нам наших ошибок и каждый наш срыв или демонстрация недостатка культуры разрушают хрупкий мир взаимоотношений с ними).

Терпение и терпимость (если кто-то думает, что можно быстро научить ребенка – это ошибочное суждение. Все происходит не сразу, каждый вызревает на своем уровне и в свое время, и необходимо ангельское терпение для того, чтобы выпестовать знание, умение, качество).

Умение хранить детские тайны. (Считается, что хороший воспитатель должен знать много или все о детях, об их семьях, но вот только почему-то забывают, что знать – да, понимать – да, а раскрывать детские тайны, предавать их не позволено никому.

Способность понимать и чувствовать другого человека (необходимо научиться слушать и слышать ребенка).