№19Доп.материал.Общ-е9кл.Административные право..

Обществознание 9 класс. Административные правоотношения. Доп.материал.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Методы административного права

Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма.

Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности).

Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

Особенности административных правоотношений.

Главной особенностью административно-правовых отношений является властный характер деятельности органов государственного управления, носят характер подчиненности.

Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, предполагается отношение субординации, что отличает эти отношения от гражданско-правовых. Отсюда важно установить положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений; права и обязанности субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей.

Основные особенности административно-правовых отношений:

Они складываются в сфере государственного управления;

Возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;

Одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;

Построены на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;

Одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);

Разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;

Разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;

Мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.

Элементы административного правоотношения.

Административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.

Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В административном правоотношении субъектами являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы:

Индивидуальные субъекты:

граждане России; иностранные граждане; лица без гражданства.

Коллективные субъекты:

Государственные организации:

Органы государственной власти (государственного управления);

Государственные предприятия, учреждения и их объединения;

Структурные подразделения органов исполнительной власти.

Негосударственные организации:

Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

Трудовые коллективы; Коммерческие структуры; Органы местного самоуправления.

Объекты административно-правовых отношений – по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения.

Можно выделить три основных уровня управляемых объектов:

Человек в проявлениях его сознания, поведения, деятельности. На этом уровне реализуются социальные роли.

Коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности. Уровень реализации видов деятельности.

Общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений. На данном уровне реализуются формы общественных отношений.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Определяющими для правонарушения являются следующие признаки:

Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие;

Антиобщественность – посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах;

Противоправность – запрещенность деяния нормой административного права.

Виновность – деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя.

Наказуемость – деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права.

Виды административных правонарушений:

в экономической сфере:

в области охраны собственности;

в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

в промышленности, строительстве и энергетике;

в области связи и информации;

на транспорте;

в сельском хозяйстве;

ветеринарии и мелиорации земель;

в предпринимательской деятельности;

таможенные правонарушения;

в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

в социальной сфере:

посягающие на права граждан;

посягающие на здоровье населения;

в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучие населения;

общественную нравственность;

в административно-политической сфере:

посягающие на институты государственной власти; против порядка управления;

связанные с защитой государственной границы;

нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;

посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

нарушения воинского учета; в области дорожного движения.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Виды административных наказаний.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

Предупреждение; Административный штраф;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности; Обязательные работы.