Статья на тему Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи

Статья.

Тема: «Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи».

Одна из актуальных проблем человечества – воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами и социологами. Отечественные социологические исследования показывают, что родители детей дошкольного возраста среди важных жизненных ценностей называют воспитание.

Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество так, чтобы его развитие шло сообразно природе ребёнка и культуре страны, где он появился на свет. Именно в семье формируется и развивается личность ребёнка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Прямая функция семьи как социального института – обучение ребёнка. Кризис современных семей выражается в трудности семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности. Поэтому в наше время очень важно в воспитании ребёнка взаимодействие между детским дошкольным учреждением и семьёй

В практике современного дошкольного образования наблюдается явно выраженное противоречие между признанием необходимости организации взаимодействия детского сада и семьи, и недостаточной степенью готовности педагогов и родителей к осуществлению данного направления деятельности дошкольного учреждения. К фактам, отражающим данное противоречие, прежде всего относятся сложности в установлении доверительных отношений между воспитателями и родителями, недостаточная степень осознания родителями своей ответственности за воспитание и развитие детей, отсутствие взаимопонимания и единства взглядов на воспитание ребёнка в семье.

Установление доверительных контактов между семьёй и детским садом, в ходе которых корректируются воспитательные позиции родителей и педагогов, особенно значимо на этапе подготовки детей к обучению в школе, поскольку родители, как правило, узко трактуют понятие «готовность к обучению в школе», акцентируя внимание на вопросах специальной подготовки ребёнка к обучению в школе.

Для успешной работы педагога с родителями необходимо изменить тактику взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи. Сотрудничество с родителями не должно ограничиваться только педагогическим воздействием на семью. Важным является привлечение родителей к участию в деятельности дошкольного учреждения, активизация их педагогического самообразования, всяческая поддержка семьи, содействие гармонизации детско – родительских отношений.

Основными направлениями в организации взаимодействия ДОУ и семьи являются доверительные отношения. Эти отношения педагогов и родителей не могут и не должны быть навязаны, они появляются, как естественное желание обеих сторон сотрудничать. Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно – от установления тесных связей с педагогом.

При планировании работы с семьёй педагог должен чётко поставить цель. Цель может быть различна – показать родителям эффективность педагогической работы, организовать профилактические меры, связанные с распространением простудных заболеваний и так далее.

Существует несколько этапов взаимодействия развития сотрудничества ДОУ и семьи: 1. Накопление согласия – задача этого этапа нейтрализация настороженности родителей при выборе детского сада для своего ребёнка.

2. Поиск совпадающих интересов – на этом этапе родители выясняют всё, что указывает на сходство позиций в воспитании и развитии ближайшего к их месту жительства ДОУ.

3. Взаимное принятие принципов, приоритетных направлений ДОУ, активное участие в работе ДОУ.

Есть разные формы работы с семьёй:

— Киноуниверситет: эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать научно-популярные, документальные фильмы. В настоящее время используется видеозапись реальной жизни ДОУ. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы. Работа киноуниверситета строится на основе определенного учебного плана и соответствующей программы.

— Читательские конференции по книгам о воспитании: читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждение произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми.

— Тематические выставки: выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, домах культуры, выставочных залах, пропагандируют общественное дошкольное воспитание, опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района, а также о творчестве родителей, воспитателей и детей.

— Информационные бюллетени: в бюллетенях даются рекомендации: какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома, какие книги, нужны дошкольнику; какая одежда и обувь нужны ребенку для определенных занятий и в разное время года и т.д.

— Дни открытых дверей в дошкольном учреждении: на мероприятия по педагогическому просвещению приглашаются родители, имеющие детей дошкольного возраста.

— Родительские конференции: родительские конференции организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек. Участвуют в них педагоги, учителя и др. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны, особенно интересуют родителей.

— Консультации для родителей: для консультаций привлекаются различные специалисты (педагоги, врачи, учителя, представители других профессий), в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители.

— Выступления воспитанников детского сада: цель — показать результаты воспитания в детских учреждениях. Песни, танцы, чтение стихотворений, игры – хороводы, инсценировки и др. могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой для родителей и т.д.

— Выступления педагогов и специалистов: педагогические проблемы, обсуждаемые в местной печати, телевидении и на радио, имеют в основном практический характер, раскрывают педагогические ситуации, дают советы, как поступать в том или ином случае.

Принципы взаимодействия с родителями.

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог должен быть корректен в общении, ведь от него зависит каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию.

Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своём люди грамотные, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях, искреннее желание помочь.

Готовим серьёзно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Главное в этой работе качество, а не количество мероприятий.

Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования. Представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их воспитательные и образовательные запросы.

Вывод: главным в работе педагогов является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.

Сегодня перед педагогами стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и отстраняться от воспитательно – образовательного процесса.

Список источников:

«Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» А.В. Дронь, О.Л. Данилюк.

«Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи» В.А. Андриеш.

«Работа детского сада с семьёй» Л.Е. Осипова.

Горовая Ольга Абдуллаевна, воспитатель группы компенсирущей направленности ГБДОУ детского сада №15 комбинированного вида Красносельского района Санкт – Петербурга.