на примере изобразительного искусства

Как мы уже сказали, методика и технология как предмет изучения рассматривают особенности работы педагога с учащимися.

Поскольку основным объектом научных исследований в области преподавания является школьник, то естественно здесь нельзя обойтись без таких наук как психология, физиология, эргономика и ряд других областей наук, тесно связанных с деятельностью человека.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни, природе, искусстве;

формирование художественно-творческой активности школьника, развитие художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса, эстетического чувства, воспитания интереса к искусству и т.п.;

овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при рисовании с натуры, по памяти и представлению, при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, при иллюстрировании, при работе с пластическими материалами (глина, пластилин), графическими материалами (гуашь, пастель, кар, фломастер, уголь) и т.д.;

развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание и любви к искусству;приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Нужно заинтересовать школьников своим предметом, рассказать, что умение рисовать нужно не только художникам, что изобразительные навыки нужны и людям многих других профессий. Умение рисовать необходимо конструктору, модельеру, архитектору, биологу, археологу, воспитателю детского сада, врачу-косметологу и многим другим.

Всем известно о выдающихся талантах в изобразительном искусстве у наших известных ученых-исследователей: Михаила Васильевича Ломоносова, Семенова-Тянь-Шаньского, Миклухо-Маклая, Дмитрия Менделеева и др.

Рисование помогало в их творчестве многим писателям: Гете, Виктор Гюго, Андерсен, Ал. Пушкин и М. Лермонтов, Л. Толстой и Вл. Маяковский.

4.Научно-теоретические основы обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства в трудах В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Н.С. Ивановой, Т.Я. Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой.

На данном этапе в народном образовании есть несколько направлений в обучении детей:

Государственные муниципальные общеобразовательные школы.

Государственные с углубленным изучением предметов или с классами направленными на изучение этих предметов:

физико-математический уклон школы № 20,45,15;

гуманитарно-языковые № 30,11;

эстетические № 63,23.

Школы — лицеи, школы — гимназии.

Частные школы: им. Д.В. Поленова, «Возрождение».

Религиозная гимназия, под руководством отца Льва Махно.

Во многих школах большое внимание уделено художественно-эстетическому воспитанию и образованию и в частности преподаванию изобразительного искусства и музыки.

Как уже было отмечено, на современном этапе по методике преподавания изо много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Обратим внимание на тех ученых, которые создали свои программы, учебники, системы художественно-эстетического обучения.

Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО доктор пед. наук, профессор. В его программе ведущее место отводится рисованию с натуры, т.е. научить видеть предметы и явления так, как они существуют. Он является руководителем группы авторов государственной программы по изобразительному искусству.

В нашей области продолжателем и ученицей Кузина является зав. кафедрой эстетического воспитания при Тульском Областном Институте повышения квалификации работников образования Иванова Н.С.

Нина Степановна Иванова является автором непрерывного художественного образования и воспитания от детского сада до вуза в нашем регионе. Ею разработана программа по изобразительному искусству, направленная на развитие и возрождение Тульских народных промыслов и русских традиций. Она является инициатором создание народно-промысловой школы № 23.

Борис Михайлович Неменский – художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук.

Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент в Тульском регионе некоторые школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд».

Татьяна Яковлевна Шпикалова в своих трудах основное внимание заостряет на изучении народного декоративно-прикладного искусства.

Наталья Михайловна Сокольникова – современный педагог- методист, объединивший в своих трудах все лучшее в методике преподавания изобразительного искусства, появившиеся за последние годы. В равной степени уделяет внимание и рисованию с натуры и ДПИ, и эмоциональному развитию учащихся.

По государственному стандарту на изобразительное искусство отводится 1 час в неделю с 1 по 9 классы.

В некоторых школах города Тулы на изобразительное искусство отведено 2 часа (за счет кружков, факультативов, авторских программ, часов, отведенных на региональный компонент).

5. Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы.

Основные типы уроков-занятий по изобразительному искусству.

Урок-лекция. Сообщение нового материала. В старших классах.

Практические занятия:

Урок — объяснения нового материала.

Урок — повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Урок — выявления знаний, умений и навыков путем проверки и оценки этих знаний.

Комплексное занятие (смешанный тип) самый распространенный вид объяснения нового материала, закрепление, практическая работа, оценка знаний, умений и навыков.

Интегрированные (бинарные) уроки; изо + музыка, + театр, + труд, + литература, + природоведение и т.д.

Урок — беседа, урок — экскурсия.

Нетрадиционные методы проведения уроков: групповая работа по оформлению кабинета, рекреации, вечера, огонька, дискотеки, КВН, Брей-ринг, Поле чудес, вечера встречи с народными мастерами, умельцами, организация выставок.

План – конспект комбинированного занятия по изобразительному искусству

Курс, группа, Ф.И.О.

Тема: Занятие № Дата

Тип урока: комбинированный

Цель: что должны выполнить ученики к концу урока

Задачи: — обучающая или учебная заключается в подаче теоретических знаний, формирование умений и навыков непосредственно на этом занятий в объеме, предусмотренном программой;

— воспитательная (планируется на раздел, тему, блок занятий, семестр, четверть, год) воспитание эстетических чувств, художественного вкуса, любви к своему краю, народным промыслам и т.д., а также воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности и т.д.;

развивающая заключается в побуждении учащихся к сравнению, анализу нового материала, его обобщению, использованию на практике; развитие памяти, мышления, воображения, творчества и т.д. Следует включать в урок анализ работа учащихся, сравнение различных изобразительных приемов, умение вычленять особенное и отличительное.

Оборудование: для педагога:

для учащихся:

Наглядные пособия:

Зрительный ряд: репродукции с произведений художников, слайды, диафильмы и т. д.

Музыкальный ряд: музыкальные произведения или их фрагменты.

Литературный ряд: литературные произведения или их фрагменты. Использование Т.С.О.

Оформление классной доски.

План урока.

1.Орг. момент. 1-2 мин.

2.Объяснение нового материала. 13 мин.

3.Самостоятельная работа. 18-20 мин.

4.Подведение итогов. 5-4 мин.

5.Уборка рабочих мест. 2-1мин.

Список используемой учебно-методической литературы: .

Лекция №2. Теория художественно-эстетического образования. Формирование опыта художественной деятельности в начальной школе. Методика проведения занятий по рисованию с натуры, по памяти и представлению.

План.

1.Теория художественно-эстетического образования.

2.Специфические особенности рисования с натуры в начальных классах.

3.Правила работы карандашом и кистью.

4.Требования к моделям.

5.Изображения предметов плоской формы.

6.Сведения о наблюдательной и линейной перспективе.

7.Светотеневая моделировка предметов.

8.Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью.

Литература:

1.Беда Г.В.Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение,1989.

2.Сокольникова Н.М. Основы рисунка.- Обнинск, Изд. ТИТУЛ,1996.

3. Сокольникова Н.М.Основы живописи.- Обнинск, Изд. ТИТУЛ,1996.

4.Кузин С.В., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2.- М.:Дрофа,2000 .

5.Кузин С.В., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы. Часть 1,2.- М.:Дрофа,2000.

7.Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство в 1 классе. 2,3,4. -М.: Просвещение,2000, 2002.

1. Теория художественно-эстетического образования.

Советские ученые Ю.Б. Бореев, В.В. Ванслов, М.С. Каган, А.С. Макаренко, Н. К. Гончаров, Ф.Ф. Королев, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, М.А. Верба, И.Ф. Гончаров, Б П. Рождественский, Л.А. Волович и др.) внесли большой вклад в разработку теории художественно-эстетического образования. Прежде всего, ими определены основные понятия, на которые следует опираться при построении системы художественно-эстетического образования в школе. Предлагаем краткую их характеристику.

Художественное образование школьников — процесс освоения детьми совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

Художественное воспитание школьников — процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное образование и воспитание неотделимо от побуждения детей к художественно-творческой деятельности, к созданию эстетических, в том числе художественных, ценностей.

Эстетическое воспитание в общеобразовательной школе — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиций доступного ей понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное и другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Система художественно-эстетического воспитания в общеобразовательной школе — живой, целенаправленный, с учетом возраста учащихся организованный процесс художественно-эстетического образования, развития, воспитания детей на основе совокупности современных методологических принципов.

Эстетическое сознание — формируемая в процессе непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, последовательно совершенствуемая в системе художественного образования и эстетического воспитания совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов. Эстетическое сознание определяющим образом влияет на восприятие, постижение, оценку ребенком окружающей действительности, на его эмоциональные переживания.

Эстетический идеал — социально обусловленное, с учетом возрастных особенностей формируемое представление ребенка о совершенстве, о красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением ребенка к эстетическому предмету (произведению искусства, общественному явлению, человеку, природе), выражающееся в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку данного предмета в единстве его содержания и формы.

Эстетическое восприятие — способность ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих эстетические переживания.

Эстетическое отношение — идейно-эмоциональное отношение ребенка к действительности и искусству.

Эстетическое суждение (эстетическая оценка) — опирающаяся на эстетический идеал и художественный вкус идейно-эмоциональная оценка явлений общественной жизни, природы, искусства.

Эстетический вкус — способность ребенка к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств.

Эстетическая потребность — формируемая в процессе эстетического воспитания потребность учащегося в общении с эстетически ценными предметами и явлениями, с произведениями искусства.

В жизни ребенка воспитывает все: убранство помещения, опрятный костюм, формы личных отношений, общение с окружающими, условия труда и развлечений. Все это либо привлекает, либо отталкивает детей. Причем особенно важно не только организовать эстетику среды, в которой живет, учится, работает, отдыхает ребенок, но и привлечь самих детей к активной деятельности по созиданию и сохранению красоты. Только в этом случае красота по-настоящему станет видна школьникам, будет чувственно осязаемой, сделает их ревностными защитниками и пропагандистами прекрасного, доброго, человечного. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, — важное условие эстетического воспитания.

Система эстетического воспитания учащихся начальных классов строится с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Идет ли речь о требованиях к нравственно-эстетическому идеалу, вкусу, эстетическим суждениям, которые должны быть свойственны младшему школьнику, подростку, юноше, или о характере, жанрах, критериях оценки творческой (в том числе художественно-творческой) деятельности, каждый раз оптимальное требование и решение проблемы должно быть соотнесено с возрастными возможностями ребенка.

Эффективность системы эстетического воспитания во многом определяется конкретно-методическими принципами, на основе которых осуществляется художественное образование. Эти принципы можно было бы определить так: 1) формирование нравственно-эстетического, идейно-нравственного, мировоззренческого облика учащихся начальных классов должно осуществляться на основе и в процессе усвоения духовно-эстетического и идейно-художественного богатства, содержащегося в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства, 2) постижение языка искусства, литературоведческая и искусствоведческая подготовка школьников, как условие проникновения в идейно-художественное богатство изучаемых произведений, 3) обязательные классные, факультативные, кружковые и иные внеклассные и внешкольные занятия по искусству, призванных обеспечить школьников ЗУНами, сформировать их интерес и любовь к искусству, разносторонние духовные потребности; 4) в процессе освоения искусства и науки об искусстве должно осуществляться развитие таких психических качеств личности, как воображение, образное мышление, фантазия, эмоциональная отзывчивость, и т.д.

2. Специфические особенности рисования с натуры в начальных классах. Рисование с натуры является одним из основных, важнейших видов учебной деятельности в изобразительном искусстве. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунка, но и в деле общего развития учащихся. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. Рисование с натуры формирует опыт художественной деятельности младших школьников. Изображаемый предмет в начальной школе предлагается с одной фиксированной точки зрения.

Сознание 6-7-летнего ребенка и его психологическое развитие не подготовлено к восприятию натуры, как мы взрослые это понимаем. Ребенок, имея перед собой натуру, в большинстве случаев рисует ее чаще всего по памяти и представлению, т. е. изображает предмет с наиболее характерной стороны со всеми существенными его признаками. Я говорю слово «яблоко», а вы изобразите его. У большинства из вас это яблоко большое, красное или зеленое, обязательно с листочком, потому что в вашей памяти с детства осталось воспоминание о красивом и большом яблоке, принесенном вам когда-то в подарок.

Поэтому рисование с натуры в 1 классе мы называем рисование с натуры по памяти и представлению.

Действительными навыками рисования с натуры дети и овладевают постепенно в течение первого и второго годов обучения, а осознанное зрительное изображение, как правило, начинает формироваться лишь к концу второго года обучения.

В рисование с натуры, по памяти и представлению входят:

графика- рисование карандашом, простым и цветным, пастелью, углем, тушью и т. д.

живопись- работа акварельными и гуашевыми красками.

Занятия могут быть длительными 1-2 часа или кратковременными 7-15 минут (наброски).

В 7-8-летнем возрасте у детей очень хорошо развита подражательная способность. Это дает учителю мощное средство обучения, без которого рисование в начальных классах немыслимо — это показательное рисование и педагогический рисунок на доске. Учитель каждый урок должен быть готовым, чтобы смело и решительно владеть тем материалом, работу которого ему надо показать, причем он обязан пользоваться теми средствами и приемами, которыми работают ученики.

Методика проведения занятий особенно в 1 классе, да и во всех остальных строится по принципу «делай как я». Как держать кисть, карандаш, смешивать краски и т.д., все учитель должен показать. Показ должен сопровождаться словесным объяснением учителя.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, богатство цветовых оттенков, тем самым развивая эстетическое восприятие мира.

3. Правила работы карандашом.

Для заточки карандашей лучше применять острый перочинный нож или скальпель. Срезайте больше дерева, чтобы графитный стержень выступал не менее чем на 1см. Для быстрого наброска карандаш берется, как палка, всеми пальцами.

Для прорисовки контура и мелких деталей карандаш берется как ручка, но заточенный конец выдвигается вперед.

При штриховке карандаш держится так же, как и в предыдущем случае, но ближе к отточенному концу, причем пальцы поджаты, а мизинец упирается в плоскость листа, чтобы не размазывалась штриховка.

Правила работы акварельными красками

Нельзя: – оставлять кисти в воде в вертикальном положении: от этого волоски загибаются и ломаются;

– сильно нажимать на кисть при работе.

Во время работы необходимо:

– следить за чистотой кисти, периодически промывая ее, и стряхивая, чтобы образовалось острие;

– краску из баночек, коробочек, ванночек брать чистой кистью, гуашь можно выкладывать на палитру деревянной палочкой;

– краски смешивать на палитре (листе бумаги, керамической или пластмассовой плитке);

– хлопчатобумажной тряпочкой убирать с кисти лишнюю воду и краску; во время работы ее держат в левой руке.

4.Требоване к моделям.

Основное требование к моделям на уроках изобразительного искусства — это хорошая видимость.

Модели, предметы постановок могут быть:

Индивидуальными и лежать на каждой парте (листья, фрукты, овощи, ветки, игрушки).

Групповыми — 2,3 в классе.

Общими — одна постановка в классе.

Предметы, демонстрируемые на доске, должны быть закреплены на белой или тонированной бумаге, или серой ткани, т.к. на нейтральном или контрастном фоне четко видны контуры предметов и ярче выделяются объем и цвет.

5.Изображение предметов плоской формы.

Прежде всего, нужно научить учащихся 1 класса расположению формата: горизонтальному или вертикальному. Работать на шершавой стороне бумаги.

Научить основам композиции (т.е. расположению предмета или предметов внутри листа). Изображение должно быть не крупным и не мелким.

Последовательность работы над рисунком лучше изучать на предметах плоской формы. Идеальными моделями являются листья деревьев. Минимум мы показываем и объясняем 3 этапа, хотя можно и больше. 3 этапа — рисунок и 3- этапа — работа цветом.

Рисунок.

1.Провести в центре листа ось симметрии предмета, отметить верх и низ листовой пластины, ее ширину и длину черенка.

2.Нарисовать общую форму.

3.Прорисовать характерные особенности (прожилки, зубчики, черенок). Стереть линии построения.

Работа цветом.

1.Подобрать на палитре и проложить основной цвет предмета.

2.После высыхания, прокладываем второй слой, который придаст предмету присущие ему оттенки.

3.Уточнить и проработать прожилки, черенок и контур натуры.

Зарисовать последовательность рисования листьев березы, дуба, клена, рябины.

6. Сведения о наблюдательной и линейной перспективе

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, как мы видим их в натуре. Слово «перспектива» в переводе с латинского означает «ясно вижу».

Однако при работе с натуры художники не делают точных расчетов, а больше полагаются на свой глазомер, т. е. используют наблюдательную перспективу.

Ознакомимся с элементами наблюдательной перспективы.

Предметная плоскость – это горизонтальная поверхность, на которой располагается рисуемый нами предмет. Это может быть земля, крышка стола, пол.

Под картинной плоскостью в перспективе подразумевается прозрачная поверхность, находящаяся между глазом рисующего и предметом. Она будет всегда вертикальной и расположена под прямым углом к предметной плоскости.

За картинную плоскость на практических занятиях мы в дальнейшем будем принимать лист бумаги, на котором выполняется рисунок.

Рисуя с натуры, приходится учитывать линию горизонта, которая образуется от пересечения воображаемой горизонтальной плоскости, проходящей на уровне глаз рисующего, с картинной плоскостью.

Место нахождения глаз наблюдателя называется точкой зрения.

Точка на линии горизонта, куда направлен центральный перпендикулярный картине луч зрения, будет главной, или центральной точкой зрения.

Чтобы научиться изображать предметы с натуры так, как они расположены по отношению к рисующему, необходимо знать некоторые правила и уметь ими пользоваться.

1. Все предметы по мере их удаления от зрителя уменьшаются в его восприятии. То, что ближе к нам, то кажется выше, шире, больше, то, что дальше,– ниже, уже, меньше.

2. Параллельные между собой горизонтальные и вертикальные линии, удаляющиеся от нас, кажутся сближающимися между собой и уменьшающимися, а на линии горизонта они превращаются в точку, называемую точкой схода.

3. Все горизонтальные направления (грани предметов, шпалы и т. д.), параллельные картинной плоскости, сохраняют на рисунке горизонтальное направление.

4. Все вертикальные направления (углы домов, столбы, деревья и т. д.), параллельные картинной плоскости, на рисунке остаются вертикальными.

5. Если прямоугольный предмет находится под углом к картинной плоскости, то на рисунке получаем две точки схода. В таком случае мы называем перспективу угловой.

6. Если прямоугольный предмет расположен фронтально к картинной плоскости, то на рисунке такой предмет будет иметь одну точку схода. В таком случае мы называем перспективу фронтальной.

При рисовании, пользуясь этими правилами, можно быстрее овладеть основами реалистического рисунка.

Перспектива круга

В перспективе квадрат и прямоугольник превращаются в трапецию, а круг – в эллипс. На линии горизонта круг изображается в виде прямой линии.

Чем дальше от линии горизонта вверх или вниз, тем эллипсы становятся округлее, чем ближе к линии горизонта, тем эллипс становится уже. Убедиться в этом легко, поднимая перед собой стакан с водой.

При выполнении рисунка любого цилиндрического предмета всегда будет округлее то основание, которое находится дальше от линии горизонта. Значит, рисуя, например, кружку ниже линии горизонта, ее нижнее основание нужно изобразить округлее верхнего.

Еще одну особенность изменения круга следует иметь в виду при построении тел вращения. Высота ближней к нам половине эллипса рисуется немного больше, чем высота дальней половины.

Но надо помнить, что на маленьких рисунках эта разница между высотами частей эллипса незначительна.

7. Светотеневая моделировка предметов

Предметы на рисунке должны выглядеть реалистически; для этого их нужно не только правильно построить, но и передать объем, т. е. найти общий светотеневой строй.

Свет и тень, или светотень – это средство изображения предметов действительности, их объем и положение в пространстве. В рисунке светотеневая моделировка выполняется при помощи штриховки, в живописи – цветом, красками.

Свет – освещенная часть предмета, куда лучи света падают под прямым углом.

Блик – отраженный источник света, самое яркое место на предмете. Ярко выделяется на глазурованных, стеклянных, металлических предметах. На рисунке блик не штрихуется.

Полутень – часть плоскости предмета со скользящими лучами света, плавный переход от света к тени.

Тень собственная – часть плоскости предмета, куда лучи света совсем не попадают, самое темное место на предмете.

Рефлекс – светлая полоса в тени предмета, это отраженный от других предметов и поверхностей свет, падающий на теневую сторону поверхности тела.

Тень падающая – от предмета на горизонтальную или вертикальную плоскость, всегда бывает темнее собственной тени.

При выполнении светотеневой моделировки предметов карандашом штрихи наносятся по форме предмета. На вертикальной поверхности со стороны света предметов фон всегда темнее, а со стороны тени – светлее. Вертикальную плоскость лучше штриховать вертикальными линиями, а горизонтальную – горизонтальными или наклонными.

8. Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью.

Все зрительные ощущения цвета делятся на две группы.

Ахроматические цвета – черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные цвета.

Хроматические цвета – все остальные, т. е. красный, синий, желтый, зеленый, розовый и т. д.

Английский физик Исаак Ньютон, пропустив луч света через трехгранную призму, получил семь цветов спектра, которые в природе располагаются в определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. С детства вы все знаете волшебную фразу по которой можно запомнить расположение цветов в радуге «каждый охотник желает знать где сидит фазан».

Чтобы удобнее было изучать природу цвета и его свойства, цвета радуги располагают по кругу, который называют «цветовым кругом». Он может состоять из трех, семи, девяти, двенадцати цветов, двадцати четырех и т. д. Удобнее изучать свойства цвета на двенадцатицветном круге.

Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и их оттенки. Этими цветами можно изобразить цвет солнца, огня, раскаленного металла, пустыни – того, что в природе действительно дает тепло.

Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый и их оттенки. Этими цветами изображают лед, снег, воду, лунный свет – то, что ассоциируется в нашем представлении с холодом, прохладой.

Цвета, которые невозможно получить при смешивании каких-либо красок, называются основными. Это – красный, желтый и синий цвета.

Цвета, которые можно получить путем смешивания основных красок, называют составными или производными. При смешивании желтого и синего цветов получается зеленый; малиновый и синий дают фиолетовый цвет, а красный и желтый создают оранжевый цвет.

Проводя в цветовом круге диаметр, например, через желтый цвет, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через фиолетовый цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые называются дополнительными:

красный – зеленый;

синий – оранжевый;

желтый – фиолетовый.

Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета и получило в изобразительном искусстве название цветовой контраст.

Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

Цветовой тон определяется названием цвета (красный, желтый, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлота – это качество цвета быть более или менее ярким.

Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски на палитре, бумаге. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую природу, а краска – химическую.



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Посмотреть все