на примере изобразительного искусства

2. необходимо обеспечить последовательность усложнения знаний, умений и навыков, а так же;

3.преемственность между классами;

4.следует учитывать праздники, календарные изменения в природе;

5.необходимо разнообразие видов деятельности, последовательное освоение художественных материалов и техник;

6.следует учитывать межпредметные связи, возможность проведения интегрированных уроков;

7.материал лучше планировать тематическими блоками.

Последние рекомендации по Министерству образования Российской Федерации таковы, что если вы занимаетесь по государственной программе (Кузина или Неменского) или их совмещаете, то в журналах так и записываете не меняя местами ни одного занятия.

Если же у вас индивидуальная программа, то вы пишите объяснительную, краткую характеристику каждого занятия и утверждаете на заседание метод объединения или кафедры. Директор школы ставит печать и подписывает вашу программу.

3.Учет успеваемости.

Один из важнейших моментов урока учет знаний, умений и навыков и выставление оценок.

На данный момент в первом классе оценки не выставляются официально ни по одному предмету (хотя у каждого педагога есть свой журнал с результатами работ учащихся).

По изобразительному искусству в первой четверти или триместре, пока дети не ознакомились с материалами, которыми им предстоит работать, оценок ставить не надо, но обязательно нужно показывать лучшие работы, анализировать их, указывать достоинства и недостатки.

По вопросам оценки знания К.Д, Ушинский говорил, что воспитатель не должен хвалить учащегося в сравнении с другими, а только с его собственными прежними ошибками или еще лучше в равнении с нормой совершенства, которое может быть достигнуто. Не следует так же пренебрегать похвалой, как об этом предупреждает Ушинский, т.е. убивает стремление к совершенству, «кто бранит, тот должен уметь и хвалить».

Наблюдая работу учащихся во время урока при обходе класса во время самостоятельной работы учащегося, не оставлять без внимания ни одного ученика, учитель изучает и оценивает труд каждого. Успеваемость школьников следует учитывать систематически и обязательно указывать в классном журнале и дневниках учащихся. Обычно применяют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный — проводится в тех случаях, когда учитель получает новый класс и он должен выяснить уровень знаний, графических и живописных умений и навыков, которыми владеют школьники. Такой учет проводится как в форме практических заданий на разных видах занятий (рисование с натуры, ДПИ, тематическое рисование), так и в форме беседы, т.е. проверка теоретических знаний.

Текущий учет проводится регулярно в процессе всей учебной работы.

Возможны два вида текущего учета:

а) выставление оценок за рисунки после их выполнения;

б) и за устные ответы на уроке.

Оценивать работы учащихся можно сразу

а) в конце урока: ученик поднимает работу, учитель называет оценку и

ставит ее в журнал;

б) учитель проходит по рядам и ставит оценку в альбом, а потом

спрашивает ученика и заносит оценку в журнал.

в) для начинающего учителя оценивать работы учащихся таким образом очень сложно, поэтому выбирается следующий способ: учитель собирает работы и оценивает их, раскладывая на три стопки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). «Неудовлетворительно» я советовала бы совсем не ставить — это пустой лист. Для детей «3» по рисованию уже плохая оценка.

Периодический или четвертной, учет успеваемости за данную четверть, триместр.

Общая оценка выводится на основании всего комплекса работ ученика, все задания должны быть выполнены и оценены.

Итоговый контроль – это оценка работы школьника за год. Ставить оценку за такой предмет как изобразительное искусство очень сложно. Годовая отметка это не только оценки за прилежание, но и характеристика всех успехов ученика.

4.Особенности в рисунках младших школьников.

Характерные черты рисунков детей 6-9-летнего возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер детского мышления и особенности их восприятия.

Рисовать любят почти все дети. Делают они это смело, не заботясь о качестве изображения. Детские рисунки отличаются некоторыми свойствами, связанными именно с особенностями их восприятия и отсутствием у них навыков рисования. Вот основные из них:

1.Младшие школьники в своем рисунке часто неправильно передают пропорции изображаемых предметов и пропорциональные соотношения их между собой.

2. Рисуют они, как правило, жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.

3. Предметы чаще всего изображают мелко, без передачи объема, иногда в выразительном силуэтном повороте.

4.Предметы, чаще всего, располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям (фризовое расположение).

5 Для некоторых рисунков детей характерна множественность точек зрения.

6. Не умеют младшие школьники передавать перспективные сокращения предметов и использовать при рисовании метод загораживания одних предметов другими.

7.Для них свойственна передача второстепенных мелких деталей в рисуемых предметах, в то же время они могут упустить главное, например, характерную форму самого предмета.

8. При работе красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде двух отдельных полос (сверху и снизу).

Несмотря на все эти особенности, рисунки младших школьников почти всегда отражают события, связанные с их повседневной жизнью или сюжеты из прочитанных книг, детских спектаклей или мультипликационных фильмов. Посмотрев на рисунки ребенка можно узнать, чем он интересуется, судить об общем его развитии.

5.Критерии оценок работ учащихся

Чтобы объективно оценить работу учащегося, необходимо установить критерии оценки, определяющие степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.

Общие критерии всех видов рисования.

1.Насколько успешно решена в рисунке, поставленная задача (самостоятельность).

2.Каков уровень решения задач, с которыми учащиеся знакомились ранее (способ выполнения).

3.Какова образная выразительность рисунка, гармоничность цветового решения.

4.Насколько аккуратно и чисто выполнена работа (эмоционально, эстетическое отношение к процессу рисования).

При рисовании с натуры учитывается.

1.Композиция.

2.Пропорции.

3.Конструктивное строение объекта (-ов).

4.Передача перспективного сокращения.

5.Передача цвета.

6.Передача объема при помощи светотеневого моделирования предмета и воздушной перспективы.

При рисовании по теме и при иллюстрировании.

1.Композиционное решение темы.

2.Изображение пространства (законы перспективы).

3.Конструктивное строение объекта (-ов).

4.Пропорции.

5.Цвет

6.Передача объема. Декоративное рисование

1.Композиционное решение орнамента (узора).

2.Умение стилизовать растительные и животные формы.

3.Умение стилизовать реальный цвет объектов.

4.Умение использовать симметрию и ритм.

PAGE

PAGE 42



Страницы: Первая | ← Назад | ... | 3 | 4 | 5 | Последняя | Посмотреть все