некоторые формы работы по коррекции речевых нарушений с дошкольниками

Использование в логопедической работе традиционных методов и приёмов в коррекции речевых нарушений не всегда приводит к положительному результату.

Анализ специальной литературы по коррекции речевых нарушений даёт возможность дискутировать об эффективности введения в работу по предотвращению и исправлению речевых недостатков у дошкольников (возможно и у взрослых) шёпотной речи.

Многие авторы литературы по логопедии констатируют, что использование шёпотной речи вызывает у ребёнка ориентировочную реакцию, повышает внимание к собственной речи и к речи окружающих. Всё это облегчает формирование умения слышать отдельные звуки внутри слова, что является необходимой предпосылкой формирования правильной речи.

В своё время М.Е.Хватцев рекомендовал использовать шёпотную речь при постановке звука «Р», при исправлении ускоренной речи ребёнка, при появлении хриплого, сиплого и срывающегося голоса. Он утверждал, что введение шёпотной речи снимает излишнюю возбуждённость нервной системы, повышает слуховое и зрительное внимание.

К шёпотной речи, как методическому приёму для формирования у дошкольников слухового внимания, обращались В.И.Городилова и Е.И.Радина.

Целесообразно использовать шёпотную речь как профилактику моторного и сенсорного недоразвития. А также в процессе коррекционного воздействия (при постановке, автоматизации, дифференциации звуков), при активизации и развитии связной речи. Обучение шёпотной речи можно проводить в форме речевых игр (коротких и длительных). В младшем возрасте их можно организовывать один раз в день. В работе с детьми пятого и шестого года жизни такие речевые игры могут составлять часть проектной совместной деятельности в различных областях. В подготовительной к школе группе на основе шёпотной речи можно проводить не только логопедическую деятельность, но и включать в длительные речевые игры регламентируемой и самостоятельной деятельности дошкольников.

В процессе логопедической коррекционной работы глухие «П», «Ф», «Т», «С», «Ц», «Ш», «Ч», «Щ», «К», «Х» и сонорные «Р», «Л» согласные первоначально можно отрабатывать на шёпотной речи, а затем включать в нормальную речь.

Некоторые игры, которые можно использовать в работе по коррекции речевых недостатков с дошкольниками.

«Скажи, что ты слышишь?»

Цель: накопление словаря, развитие фразовой речи, фонематического слуха.

Дети, закрыв глаза. Слушают различные звуки (крик птицы, шелест листьев, гудок машины и др.,). По сигналу педагога открывают глаза и шёпотом говорят, что звучало. Игра повторяется 2-5 раз.

«Лото»

Цель: научить правильно соотносить слово, произнесённое шёпотом, с изображением на картинке.

Для игры можно использовать любое детское лото. Взрослый раздаёт детям большие карты, а маленькие берёт себе. Затем показывает карточку, а ребёнок, у которого есть такое же изображение на большой карте, называет его шёпотом. Игра повторяется 2-5 раз.

«Угадай, кто это?»

Цель: формирование слухового внимания и навыка звукоподражания.

Дети стоят в кругу. Ребёнок, к которому подходит водящий. Шёпотом имитирует голос какого-либо животного или птицы. Водящий должен узнать, кто это. Игра повторяется 2 -3 раза.

«Кто внимательный?»

Цель: развитие фразовой речи, слуха.

Оборудование: куклы, кубики, машины и другие игрушки.

Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет поручение, произнесённое ведущим шёпотом (действия с игрушками). Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой. Расстояние до водящего от 3 до 5 метров.

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, самоконтроля.

Дети сидят друг за другом на стульях. Ведущий (взрослый или ребёнок) говорит первому сидящему один раз любое слово шёпотом. Затем дети по очереди передают шёпотом это слово друг другу. Ведущий подходит к последнему играющему и спрашивает, что он слышал. Если тот отвечает правильно, значит, телефон работает исправно, если неправильно, то ведущий узнаёт кто испортил телефон, т.е. неправильно передал слово, и отправляет этого ребёнка в конец цепочки.

«Красный-белый»

Цель: нахождение в словах, произнесённых голосом или шёпотом, задуманных звуков.

Оборудование: на каждого ребёнка по два кружка-красный и белый.

Логопед называет слова. Если в них есть задуманный звук, дети поднимают красный кружок, если нет -белый.

«Где звук?»

Цель: нахождение места звука в слове.

Оборудование: полоска из цветного картона, разделённая яркими линиями на тир части; фишка.

Логопед шёпотом называет слово. Дети определяют, в каком месте находится заданный звук, и ставят фишку на нужную часть полоски. Игра длится 15-20 мин.

«Кто больше?»

Цель: нахождение заданного звука в названиях предметов на картинке.

Логопед показывает сюжетную картинку, например «Сад». Дети рассматривают её и тихим голосом или шёпотом перечисляют, что растёт в саду (называют слова с заданным звуком). За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Чистоговорки.

В лесу слышен шелест листьев.

Шишки на сосне, шишки на столе.

Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.

Синичка, синичка – воробью сестричка.

Черепаха ,не скучая, час сидит за чашкой чая.

На колючей ели новые качели. Это дед-паучок их повесил на сучок.

Щука в озере плыла, щёткой воду мела. Щи варила для гостей, угощала пескарей.

Наша река широка, как Ока.

Дети едят орешки и слушают потешки.

Стихи.

С.Маршак

Тихая сказка

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо…

Жили – были серый ёж

И его ежиха.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них –

Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль доржек

Ёж-отец, ежиха- мать

И ребёнок – ёжик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ, топ, топ.

Для инсценировок для речевого развития можно предложить «Сказку о глупом мышонке» С.Маршака, «Телефон», «Мойдодыр», «Цыплёнок» К.Чуковского, «Овощи» Ю.Тувима.

Использование шёпотной речи в логопедической работе с дошкольниками является эффективным методическим приёмом , который позволяет улучшить результат коррекционной деятельности.