образовательная программа дополнительного образования Школа вожатского мастерства

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Чебоксарского района Чувашской Республики

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ДОД

«Центр детского творчества»

____________ Ю.И. Краснова

« ___» ______________ 2011 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Школа вожатского мастерства»

Рассмотрена на заседании педсовета ЦДТ

Протокол № 2 от 16 сентября 2011 года

Срок реализации: 2 года Педагог дополнительного образования,

педагог-организатор

Семенова Татьяна Александровна

п. Кугеси, 2011 г.

Пояснительная записка

Гражданское становление ребенка, раскрытие его талантов, способностей, реализация потребностей в творчестве, романтической жизни, дружбе, познания мира происходит эффективнее всего через школу. Но в школьном возрасте самостоятельная деятельность нуждается в определённой педагогической помощи, внимательной поддержке профессиональных педагогов. Процесс воспитания эффективнее осуществляется в детских общественных организациях и объединениях (ДОО), члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Руководитель детской общественной организации — старший вожатый. Это, прежде всего, человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой. Особенности современного подростка и условия, в которых работает старший вожатый, школа, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе. Но профессионализм и мастерство, как известно, не приходит само. Интересной и творческой работе старших вожатых в школе должна предшествовать серьёзная образовательная подготовка. Профессии старшего вожатого не учат ни в одном ВУЗе. Существующие семинары и курсы не позволяют охватить все стороны его многогранной деятельности, повышения квалификации старшего вожатого. Они носят эпизодический характер. Для успешной работы с детьми в современной школе, которая реагирует на все изменения в обществе, старшему вожатому необходимо постоянно обновлять свои знания в области воспитательной работы. Поэтому и возникла необходимость в написании образовательной программы дополнительного образования «Школа вожатского мастерства».

Программа направлена на теоретическую, методическую и практическую подготовку вожатских кадров, содействие самореализации и раскрытие творческого потенциала старших вожатых. Занятия предполагают пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому обучение органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в школе, методике организации досуга детей.

Цель программы: повышение уровня профессиональной подготовки старших вожатых

Задачи программы:

Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;

развитие вожатских умений в процессе педагогической практики и приобретение новых теоретических знаний.

Создание условий для непрерывного взаимодействия и обмена лучшим опытом работы старших вожатых.

Обновление и совершенствование работы детских общественных организаций, введение инновационных практик

Направленность программы: социально-педагогическая

Срок реализации: 2 года

Объем программы:

1 год обучения: 144 часа

2 год обучения: 180 часов

Формы занятий: При обучении старших вожатых запланированы различные формы и методы работы: семинары, лекции, диспуты, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в фестивалях, взаимопосещение школ.

Формы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, конкурсы, открытые мероприятия.

Формы подведения итогов: конкурсы профессионального мастерства, участие в фестивале ДОО, участие в дискуссионной площадке.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Знания:

Основные приемы эффективного общения.

Возможности детских общественных объединений

Особенности организации детского самоуправления в школе

Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков.

Нормативно-правовые основы работы вожатого.

Особенности детского коллектива.

Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.

Игровые технологии.

Охрана жизни и здоровья детей.

Умения:

Диагностические умения;

Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;

Организаторские (организация жизнедеятельности в классе, отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)

Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)

Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)

Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)

Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие.

1

1

2

Нормативно-правовая основа работы старшего вожатого

1

1

2

Секреты делопроизводства

4

4

8

Планирование работы старшего вожатого

2

6

8

Методика коллективно-творческой деятельности

4

8

12

Организация самоуправления в школе

2

10

12

Игровые технологии

2

10

12

Праздники и массовые мероприятия в школе

2

10

12

ДОО в воспитательном пространстве

2

10

12

Особенности возрастного развития детей

2

4

6

Всё о детском коллективе

2

8

10

Оформительский практикум

2

8

10

Аналитическая деятельность старшего вожатого

2

4

6

Гигиена самосбережения

2

4

6

Школа интересных каникул

2

12

14

Участие в мероприятиях

10

10

Итоговое занятие

1

1

2

Итого часов:

33

111

144

Учебно-тематический план второго года обучения

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

1

1

2

Норм правовое обеспечение деятельности ДОО в школе

5

5

10

Аналитическая деятельность старшего вожатого

3

7

10

Программное обеспечение деятельности детской организации

3

12

15

Детское и молодежное общественное движение

3

7

10

Лидерство. Работа с детским активом

5

10

15

Социальное проектирование

3

7

10

Информационно-оформительская деятельность

1



Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все