обучение детей другой национальности русской разговорной речи

Последовательность работы по формированию у детей умений и навыков слушания и понимания русской речи и говорения.

Нельзя овладеть языком, опираясь только на память и заучивание слов, грамматические формы слов, словосочетания и предложения. Чтобы практически овладеть языком, необходимо понять, чем отличаются, допустим слова стол и столы, играет и играют, на столе и в столе и т.д., научиться образовывать и правильно употреблять разные формы слов в речи: я рисую, он рисует; нет шара, но нет куклы; один шар, но одна игрушка. Обучение детей русской устной речи начинается с формирования умения понимать и составлять предложения следующих конструкций: «вот+ имя существительное», «это + имя существительное», тут(там, здесь)+ имя существительное». Это период формирования умений и навыков называть предмет. После этого усваивается конструкцию «имя существительное(местоимение)+ глагол» (Девочка сидит. Тут стол). Необходимо приучать детей строить высказывание из двух и более предложений по заданной ситуации.(Это Коля. Коля играет. А это Нина. Нина тоже играет. Дети играют.). На этом этапе обучения продолжается практическое усвоение рода и числа существительных, формируются умения и навыки согласования в роде и числе. Работа по усвоению рода и числа продолжается на материале конструкций «имя существительное(местоимение) + глагол в форме прошедшего времени»: Миша играл. И Зина играла. На этом этапе обучения они должны уметь называть предмет, обозначать его действия и признак, спросить о предмете, его действии или признаке:

Что это? Это воробей.

Что делает воробей? Он летит.

Какой он? Он маленький.

Включение в речевую деятельность детей вопросительных слов ( что? Кто? Где? Какой? Чей? Что делает? Как? Куда? Когда? и др) является важным моментом в формировании у детей необходимых представлений об особенностях стоя русского языка. Успех занятия во многом зависит от организации его начала. В начале занятия (2-3 мин) полезно использовать такие учебно-игровые действия, которые погружали бы ребенка в обстановку непринужденного, заинтересованного общения на русском языке, снимали бы с него напряжение и скованность. Это может быть физкультминутка с рифмованным текстом, хороводная песенка, знакомая дидактическая игра, дидактическое упражнение с элементами игры по таблице «Род и число имен существительных» или группировка слов по вопросам что? Кто?, рассматривание сюжетной картинки и коллективное составление рассказа, рисование предметов, называние их и др. Уже на первых занятиях русским языком важно создавать непринужденную обстановку, добиваться того, чтобы все дети принимали активное участие в речевой деятельности, не боялись русского слова. Для активизации детей целесообразно поощрять их участие в общении на русском языке улыбкой, мимикой, подбадривать словесно: Хорошо! Молодец! Правильно! На каждом занятии должно проводиться 2-3 минутное фонетическое упражнение («Фонетическая минутка»), направленное на развитие фонематического слуха детей. Она может проводиться в форме игр «Эхо», «Цепочка», «Часы» и др. При первичном объяснении значения слова или словосочетания важно использовать наглядность, но нельзя ограничиваться только показом предметов и их называнием необходимо подключать не только зрение и слух, но и осязание(потрогать предмет), обоняние (понюхать, например, цветок розы), вкус ( попробовать, например, сахар). Кроме того , целесообразно показать предмет в натуре, если это возможно, а затем на картинках в разных положениях по отношению к другим предметам, в разных его видах, в разных ситуациях, чтобы ребенок быстро узнавал его. Например ,стол бывает разной формы, разных размеров и не только на 4-х ножках, а и на 3-х. Большие возможности изобразительной деятельности (рисование, лепка) должны использоваться воспитателем с первых занятий русским языком для ознакомления детей с новыми словами, словосочетаниями, конструкциями предложений и особенно для закрепления пройденного.. Хорошо продуманный, ориентирующий инструктаж на родном языке во многих случаях помогает, не прибегая к переводу, обеспечить правильное слова или словосочетания. Например, нет необходимости переводить на родной язык, что «сейчас будем говорить о цвете предметов», и, показывая один за другим, например, цветные карандаши (шары), говорить: красный карандаш (шар), синий карандаш (шар) и т.д. Большое внимание на занятиях должно быть уделено упражнениям по выработке у детей умения задавать вопросы товарищу. Выработка этого умения поможет овладеть навыками диалогической речи. Для постановки вопросов можно использовать элемент игры. Например, воспитатель показывает картинку и с помощью родного языка вводит детей в учебно- игровую ситуацию.

При планировании и проведении занятий необходимо придерживаться следующих общих методических рекомендаций:

1 Целесообразно сопровождать обращенную к детям речь жестами, мимикой, действием, показом предметов и картин, а в необходимых случаях, если ситуация и наглядность не обеспечивают понимания, прибегать к переводу непонятных слов и предложений на родной язык

2 При планировании занятий необходимо учитывать достигнутый уровень обученности и в соответствии с этим выбирать материал для обучения, сохраняя логику формирования речевых умений и навыков.

3 Стремиться к тому, чтобы трудности усвоения нового материала были равномерно распределены между занятиями, а на занятии- между его этапами.

4 Для активизации речевой деятельности детей необходимо как можно чаще применять коллективные и групповые формы работы ( работа в парах, тройках и четверках, хоровые ответы и т.д.).

5 Необходимо систематически добиваться того, чтобы дети не только отвечали на вопросы воспитателя, но и самостоятельно задавали вопросы воспитателю, товарищам.

6 Каждое вновь вводимое явление русского языка должно пройти через следующие этапы: формирование умения узнавать его в речи и понимать; формирование умения воспроизводить его «по следам» речи воспитателя; формирование умения самостоятельно употреблять его в подготовленной, а потом и в неподготовленной речи.

7 На занятиях должен соблюдаться порядок ввода новых конструкций и слов. Если конструкция вводится впервые, необходимо включать в нее уже знакомые слова, чтобы сосредоточит все внимание на самой конструкции. Крайне нежелательно вводить в новую конструкцию новые слова: это приводит к перегрузке детей.

8 На каждом занятии с помощью наглядности должна производиться работа по составлению ситуативно- тематических высказываний ( из предложений знакомых конструкций) с использованием средств межфразовой связи, предусмотренных программой ( повтор, личное местоимение, союз и т.д.).

9 В центре внимания воспитателя должна постоянно находится работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения, устранению недостатков речи каждого ребенка.

11 Для организации речевой деятельности детей и усиления потребности общения на русском языке на занятиях и вне занятий следует шире использовать различную наглядность: предметы в натуре, игрушки, муляжи; предметные и ситуативные картинки, демонстрационные сюжетные картины « Детский сад», « Двор», « Огород», «Наша Таня», из серии «Домашние животные», из серии « Мы играем»,» Времена года», диафильмы , «Сказка про репку», «Маша и медведь». Следует применять технические средства обучения, практиковать для прослушивания магнитофонную запись детской речи, записи детских песен, стихотворений, сказок.

12 Необходимо целенаправленно использовать в учебно — воспитательном процессе дидактическую игру как одну из основных форм мотивации, организации и стимулирования познавательной и речевой деятельности нерусских детей.

Вне занятий целесообразно практиковать игры – инсценировки знакомых сказок или их фрагментов: «Теремок», «Козлята и волк» и др. Воспитатель может дополнительно включать в игровую деятельность детей игры – драматизации по мере накопления необходимых для игры слов: «Семья обедает», « В гостях у бабушки», « У врача» и др. Рекомендуется широко использовать как вид речевого общения песни, хороводы, музыкальные подвижные игры. Их разучивание целесообразно проводить по частям, используя для этого занятия музыкой и, в основном, время отведенное для игр вне занятий. Это сделает детям отдых более интересным, содержательным и целенаправленным.

структура занятия по русскому языку

1 Организационная часть ( создание эмоционального настроя) 2-3 мин.

(Физкультминутка с рифмованным текстом, либо хороводная песенка, знакомая дидактическая игра, персонаж и др.)

2 Основная часть

1 Сообщение темы

2 Повторение пройденного материала

3 Ознакомление с новым ( Работа с демонстрационным материалом- использовании наглядности в широком смысле, подключить не только зрение и слух при показе предмета в натуре, но и осязание, обоняние, вкус, а затем на картинках в разных положениях по отношению к др предметам и т п)

4 Физминутка

5 «Фонетическая минутка» ( игры «Эхо», «Часы», «Цепочка» и др.)

6 Закрепление нового материала ( по выбору- дидактическая игра, работа с раздаточным материалом, интеграция с рисованием, лепкой)

3 Подведение итога

Порядок овладения детьми синтаксических конструкций русского языка

1 «вот + имя существительное»

2 «это + имя существительное»

3 « тут ( там, здесь) + имя существительное

(имя существительное используется в именительном падеже

единственного числа)

4 « имя существительное+ глагол»

5 Категория числа (единстенное число и множественное число)-первая грамматическая категория, с которой должны познакомиться дети ( Тут стол. А там столы)

6 Строить высказывание из двух и более предложений по заданной ситуации

7 «имя существительное( местоимение) + глагол»

8 (Замена имен существительных личными местоимениями( он, она, они)

(Вот стакан. Он стоит.))

9 «имя существительное(личное местоимение) + имя прилагательное(местоимение-прилагательное»( мой, твой, наш, ваш, какой?)

10 Работа по усвоению рода, числа на основе конструкций «имя существительное (местоимение) + глагол в форме прошедшего времени» Миша играл. И Зина играла.

11 Включение в речевую деят-ть вопросительных слов(что?, кто?, где?, чей?, что делает?, как?, куда?, когда? и др)

12 Усвоение конструкций « глагол + беспредложные и предложные формы косвенных падежей существительных(местоимений) в следующем порядке: именительный, родительный, винительный, предложный, дательный, творительный)», «глагол + наречие ( места, времени, образа действий)»