Устное народное творчество в оздоровительной работе с детьми

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида

Петродворцового района г. Санкт-Петербург

Консультация для воспитателей

«Использование русского народного творчества

в оздоровительной работе с детьми»

Подготовила :Гайдай Е.Н.- воспитатель

высшей кв.категории

Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей.

Физические упражнения, используемые в качестве активного отдыха, а также эмоциональные факторы, сопровождающие выполнение упражнений, успокаивают и гармонизируют психику, пробуждают силы, способствующие оздоровлению детского организма. Ребенок не только мыслит, но и чувствует мышцами.

Фольклор ,как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной ,оздоровительной. Фольклор позволяет разнообразить процесс оздоровления детей путем нахождения новых форм развития их двигательно-творческой инициативы .Использование средств устного народного творчества ,как я заметила на примере работы с детьми младшего возраста, является одним из путей улучшения психофизического состояния детей и, соответственно ,здоровья.

Оздоровительная работа детей с использованием фольклора предусматривает систему физических и речевых упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции ,способствует исключению стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений, предполагает использование разнообразных двигательных действий.

Из нашего национального устного творчества — потешек , считалок, закличек ,скороговорок, сказок ,если не быть ленивым и пренебрежительным, можно извлечь много пользы для воспитания здорового ребенка.

Народ использовал целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребёнка здоровым. Весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук, помахивание кистями, переваливание головы с руки на руку и т.д.

Вспомните «ладушки», прекрасная зарядка для рук. А «Сорока-ворона»? Здесь уже и координация движений, и даже – точечный массаж. Массаж ладошки («кашу варила»), всех пальцев («этому дала»), и одновременно – педагогическое влияние: этому кашу не дала, потому что ленив.

Или – когда переваливают головку ребёнка с рук на руку, массажируя шею, а затем закидывают ручки за голову:

Валяй, валяй, баба каравай

Пришёл к бабе пономарь.

– Дай, баба, теста Шук, шук полетели

– Нет в печи места На голову сели!

А разведение рук:

Лунь плывёт

Лунь плывёт

и тут же отмахивание – отмашка кистями:

Сова летит

Сова летит.

Определение здорового дошкольника Ю.М. Змановским: «Здоровый дошкольник – жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешним факторам, с высоким уровнем выносливости…» И он подчёркивал, что для этого в группе необходимо обеспечивать рациональную двигательную активность.

В этом воспитателю очень помогут потешки: например, при выполнении общеразвивающих упражнений:

Совушка-сова И.п. Основная стойка

Большая голова Руки на поясе

На суку сидит

Во все стороны глядит Повороты головы

Да вдруг как полетит! Махи руками, бег

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомой потешки. Поэтому нужно подбирать несложные ритмичные потешки, в которых словами отражены определённые действия:

Барашек-кудряшек Ходьба

По лесу броди Спина прямая

Корова-бурёнка,

Молочка неси! —//—//—

Гусочка-краснополочка,

По лугу ходи! Ходьба с боку на бок

Уточка-водоплавочкаХодьба с подгребанием руками

По реке плыви (как крылья)

Свинка-белоспинкаНаклоны головы с движением

Землю копай шеи в разные стороны

Козочка-брыкалочкабег, прыжки (циклично)

По горам скачи!

Лошадка-пегашка беги, беги бег

Нашего Ванюшку вези, вези

Как много мышц затребовано этой потешкой и здесь же целебные циклические упражнения (бег, прыжки).

А сколько психогигиены, т.е. создания условий для преобладания у детей чувства жизнерадостности, бодрости, веры в себя!

Почти все потешки можно использовать для психокоррекции: купирования нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы.

Потешки помогают малышам быстро и легко усвоить любое движение: бег, ходьбу, лазание, метание, прыжки, равновесие-важные составляющие элементы оздоровления детей.

Наряду с потешками в оздоровительной работе с детьми целесообразно использовать игровые моменты из сказок .Так ,например ,на прогулках мы с Т .Н. Колиниченко проводим оздоровительные упражнения двигательного и речевого характера применяя игровые ситуации из сказок: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и.др.

На прогулке можно использовать не только потешки ,но и загадки «Двигательного характера».Это помогает яркому, образному выполнению движений:

легко, бесшумно спрыгивают птички

вперевалочку, широко расставив ноги, идёт «косолапый медведь»

весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает петушок и т.п.

Дети стараются передать путём выразительных движений, мышц лица и всего тела образ определённого персонажа. И конечно при этом много положительных эмоций, что немаловажно для здоровья ребёнка.

С целью повышения двигательного потенциала,и,как следствие этого,оздоровления детей, элементы фольклора широко применяются на занятиях нашими специалистами,и присутствуя на занятиях,наблюдая за детьми,я отмечаю для себя и стараюсь взять на «вооружение» те моменты, которые вызывает у детей радость,удовольствие,желание заниматься физической культурой,музыкой,хореографией.

Ещё о оздоровительной силе фольклора вспомним на других примерах… Ребёнок начинает говорить и вдруг оказывается – не выговаривает какие-то звуки. Народная логопедия – чистоговорки ,скороговорки – даёт потрясающие результаты и, главное, ребёнок не чувствует себя ущербным, ведь всё происходит в виде смешной и близкой ему игре. Вспомним известное всем нам:

Ехал Грека через реку

Почти все эти потешки ,скороговорки можно использовать для психокоррекции.

В детском фольклоре есть ещё и считалки, молчанки, заклички. Не говоря уже об играх.Все народные игры моделируют жизненные ситуации, заставляя ребёнка не просто двигаться, но и думать, искать решение. Это не убивает времени, а является тренингом и, главное здесь, — общение. «Гуси», «Краски», «Зайцы и волк»…В каждой игре целый спектакль с ролями, с необходимостью спрашивать, отвечать, слушать, быстро реагировать, фантазировать. Помимо достаточной двигательной активности и превалирования положительных эмоций, ребёнок получает и достаточную умственную нагрузку.

Жаль, что много забыто нами и не используется в оздоровительных целях.

По Ю .Ф .Змановскому оздоровительный режим включает триаду:

Достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений. Превалирование положительных эмоций.

Достаточная умственная нагрузка.

Около 80% всей жизненной информации ребёнок получает до 7 лет. И самая многоликая информация в фольклоре, потому он так и важен в работе с детьми.

Нужно всегда помнить, что здоровье – великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». И в немалой степени зависит от нас, чтобы дети росли здоровыми.Фольклор – эмоционально-образное средство влияния на детей, он поддерживает их интерес к здоровому образу жизни посредством национальных традиций.