Доклад к дипломной Рая

Доклад

Уважаемые председатель, члены государственной аттестационной комиссии и все присутствующие, вашему вниманию предлагается доклад по дипломной работе на тему

«Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики»

В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

Одной из главных задач учителя – научить каждого ребенка быть самостоятельным. Важным фактором развития познавательной самостоятельности является организация работы с детьми на уроке.

Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждение извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от усилий взрослых.

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.

Цель исследования — выявить эффективные методы обучения математике, направленные на развитие самостоятельности у младших школьников.

Объект исследования — процесс формирования самостоятельности у младших школьников.

Предмет исследования — процесс обучения математике младших школьников, направленный на формирование самостоятельности.

Гипотеза исследования — формирование у младших школьников самостоятельности будет осуществляться эффективно при реализации определённых условий:

— введение в систему обучения математике специальных заданий, упражнений и задач на развитие самостоятельности.

— систематическое включение младших школьников в учебную деятельность на уроках математики.

— оптимальное использование методов обучения, направленных на формирование самостоятельности у младших школьников на уроках математики.

— обеспечение доброжелательных отношений младших школьников с одноклассниками и педагогам.

Задачи:

1) проанализировать состояние проблемы в педагогической и психологической теории и практике;

2) определить эффективные методы формирующие у младших школьников самостоятельность на уроках математики;

3) разработать специальные рекомендации (задания и упражнения) для самостоятельной работы учащихся на основе учёта их индивидуальных возможностей, и психологических особенностей.

Методологическая основа исследования является проведение опытно-эксперементальной работы и выявление степень её эффективности составляют труды ученых, педагогов, познания о взаимосвязи рационального, конкретного и абстрактного, частного и общего; теоретические положения педагогики и психологии о ведущей роли деятельности в познании и развитии, о предметно – практической деятельности как одном из важнейших способов познания и средств осуществления положительного замысла.

Самостоятельность — важнейшее свойство личности, обуславливающее ее позицию в современном мире, характеризующее особенность планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность. В учебной самостоятельности на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.

Развитие учебной самостоятельности учащихся в процессе обучения математике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности к высшему уровню, последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельности. Задача развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в самостоятельность творческую. Следовательно, необходим такой вид деятельности, который бы позволил это осуществить.

Одним из способов развития самостоятельности на уроках математики является использование карточек с заданиями, которые предусматривают постепенное сокращение меры помощи учителя. Для того чтобы определить уровень самостоятельности у младших школьников, можно опираться на следующие критерии:

осуществление контроля учебных действий, соотношение со схемой процесса решения задачи;

выявление ошибок, их исправление (коррективы);

обоснование своих действий.

Выявленные результаты позволили нам сделать вывод о том, что …..

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности и самостоятельности на уроках математики.

Развитие познавательной активности и самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные задания. К ним относятся:

— задания, не сводящиеся к известным способам решения;

— задания, способствующие созданию проблемной ситуации;

— задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей;

— задания, несущие элементы занимательности;

— задания, имеющие практическую значимость;

— задания, допускающие разные способы решения.

Хвалить надо школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашел дополнительный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания и т.д.

Самостоятельность ученика в учебной деятельности включает следующие качества: инициативность, предвидение, самооценку, самоконтроль, готовность проявить творчество в учении.

Развитие самостоятельности младшего школьника обеспечивают следующие педагогические условия: использование различных видов группового объединения учащихся с целью последовательного включения каждого ученика в самостоятельный учебный труд (групповая работа с лидерным и демократическим типом взаимодействия участников); система специальных заданий, реализующих идею востребованности и использования самостоятельных действий школьника.

Нам удалось наглядно показать, что формирование у младших школьников познавательной самостоятельности на уроках математики будет успешным, если в общей системе этой работы будет соблюден ряд необходимых условий. К ним в первую очередь относятся следующие условия:

— содержание учебных заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве;

— способы руководства деятельностью школьников следует направлять на создание проблемных ситуаций, требующих от учащихся самостоятельной ориентировки в задании и поиска необходимых действий для его выполнения;

— система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным;

— на уроках необходимо поддерживать атмосферу, позволяющую придать поисковым действиям учащихся личностный смысл и обеспечить их положительной мотивацией.

Проведя контрольное исследование, мы сравнили результаты и сделали такие выводы: результаты развития самостоятельности в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась….