Praktikum_1-2

Практическое занятие № 1— 2

ТЕМА: Греческая мифология

ПЛАН.

Определение мифа. Понятие мифологии.

Периоды развития греческой мифологии.

Система греческих мифов. Космогонические мифы:

а) возникновение мира;

б) деятельность богов по устройству мира.

Теогонические мифы:

а) структура и характер греческого пантеона;

б) чудесные атрибуты богов.

Героические сказания:

а) афинские легенды;

б) арголидские легенды;

в) микенский цикл;

г) фиванские легенды;

д) критские легенды;

е) легенды Лаконики;

ж) поход аргонавтов.

Семантика мифологических сюжетов в древнегреческой мифологии. Художественно-эстетическое значение мифологии.

ЗАДАНИЯ:

К вопросу 1: Прочитать статьи «Миф» и «Мифология» в рекомендованных пособиях, выписать определения и сравнить.

К вопросу 2: Прочитать главу о периодах развития греческой мифологии в рекомендованных пособиях, составить план вопроса, привести примеры по каждому разделу.

К вопросу 3: Прочитать мифы о периоде космической эволюции. Подчиняются ли они основному мифологическому закону перехода хаоса в космос? В какой период развития греческой мифологии создавались космогонические мифы? Докажите. Объясните:

а) смену времен года (миф о Деметре и Персефоне);

б) появление людей (миф о Девкалионе и Пирре);

в) смену веков;

г) рождение титанов.

К вопросу 4: Прочитать мифы о генеалогии и о жизни богов 2 и 3 поколения. Приготовить сообщения о главных олимпийских богах – Зевсе, Афине, Артемиде, Аполлоне, Дионисе, Гермесе, Гере, Гефесте – по следующему плану:

а) римское наименование бога;

б) атрибуты или эмблемы при изображении; черты фито- и зооморфизма;

в) «чудесное» рождение бога;

г) основные функции;

д) крылатые выражения, связанные с богом;

е) основные мифы (особое внимание обратить на мифы-метаморфозы и на мифы о состязании бога и человека).

К вопросу 5: Прочитать мифы о Геракле, Тесее, Персее и др. героях. Какая концепция героического отражена в них? Какой нравственный идеал они выражают? Выписать крылатые выражения, связанные с героями.

К вопросу 6: Ответить письменно, используя полученную информацию и собственные наблюдения (объем ответа 2-3 страницы).

При подготовке к занятию составьте картотеку мифологических наименований (боги, герои, чудовища), крылатых выражений и специальных терминов, которые встретятся вам при чтении литературы. Образцы записей см. в Заданиях для самостоятельной работы по античной мифологии.

ТЕРМИНЫ: миф, мифология, хтоническая и олимпийская мифология,

фетишизм, анимизм, фитоморфизм, зооморфизм, тератоморфизм

миксантропизм, антропоморфизм, демонизм, рудимент и

фермент мифа, атрибут, космогония, теогония.

КОНСПЕКТ монографии Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. С. 7-10, 22-35, 67-68, 85, 94-97, 104-113, 201-203. (см. список конспектирования).

ЛИТЕРАТУРА:

Мифы стран и народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1988.

Мифологический словарь / Под ред. Е.Мелетинского. М., 1990.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ).

Античная литература / Ред. Тахо-Годи А.А. М., 1986, с. 13-28.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

Ашукин Н., Ашукина М. Крылатые слова. М., 1960.

Фразеологический словарь русского языка (любое изд-е).

Кун Н.М. Мифы и легенды Древней Греции (любое изд-е).