Конспект урока по русскому языку для 2 класса Тема Омонимы_647

Урок № 1 для учеников 2 класса по русскому языку.

Тема урока: Омонимы.

Цель урока: познакомить с понятием «омонимы».

Оборудование: иллюстрации, карандаши.

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Ребята, сегодня будьте внимательны: сегодня нас ждут открытия в русском языке.

2.Подготовка к восприятию нового материала.

— Прежде чем назвать тему урока, я прошу Вас нарисовать [лук]. Возьмите карандаши и нарисуйте схематически картинку. (Учащиеся рисуют 3- 5 минут). Давайте повесим Ваши рисунки на доску. Все ли иллюстрации одинаковы? (ответы детей). Почему?

— Как Вы думаете какая тема нашего урока? Какую мы с Вами поставим цель урока? (совместная постановка темы и цели урока).

3. Объяснение нового материала.

— Вам, ребята, встречались с близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. Такие вот одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между собой вещи, называются омонимами. В греческом языке это слово имеет значение «одинаковое имя». Это и есть близнецы- внешне одинаковые, а изнутри- по значению- разные. Такие, например, как известное слово «лук»: «лук»- это растение, «лук»- это и оружие для стрельбы.

— Расскажите теперь, а какие значения есть у слова «ключ». (ответы учащихся).

— Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка( картинка). А есть и другое слово «ключ»- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли. Если Вы спросите: что общего в этих ключах? Вам ответят: ничего, кроме названия. А наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.

Ключ

Потеряла Алёнушка ключ.На опушке искала — не видно.Вдруг журчащий увидела ключ,Да не этот ей нужен, как видно. (Я. Козловский)

— Скажите, что такое «коса»? (ответы детей, иллюстрации).

— Омонимы могут возникнуть и из иностранных слов. Что такое «кран»? (ответы учащихся). Кран, который открывает воду, пришёл к нам из голландского языка. А кран огромный башенный, который строит дома,- из немецкого.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление пройденного материала.

а) Прочитайте.

Птицы поют.

Молоко покрыла пеночка,Варится в котле овсянка.За окном щебечет пеночка,Подпевает ей овсянка. (Я. Козловский)

— Найдите в стихотворении омонимы. Выпишите эти слова и устно объясните их значения.

б)- Отгадайте загадки: 1.Какие кошки мышей не ловят? (Кошки электромонтёра)

2. В бою рубят, а после боя развлекают. (шашки)

3. Оружие, камни- самоцветы, фрукты. Одно название- разные предметы. (гранаты)

4. Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь. А на крыше я торчу, не шелохнусь. Лёд на речке режу вдоль и поперёк. А на дне морском я махонький…Кто? (конёк).

— Запишите отгадки.

в) — А в вашем родном языке есть слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разные значения? Если есть, расскажите о них.

— Что такое «омонимы»? Что они обозначают?

6. Итог урока.

— Что Вы сегодня узнали нового? Что было Вам интересно? Что у Вас не получилось? Что получилось?

Домашнее задание: нарисовать рисунки или найти иллюстрации для омонимов- отгадок.