Конспект урока по русскому языку для 5класса Путешествие в страну лексикологию

Тема: Урок-соревнование по теме «Лексика»

Тип урока: обобщающий урок

Форма урока: игра

Цели урока: комплексное повторение темы «Лексика»; развитие знания о лексике; воспитание у учащихся чувства сплоченности.

Оборудование: таблички, рисунки, раздаточные квадратики, сигнальные карточки.

Ход урока:

Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Лексика». И проведем мы его необычным образом, будем вести соревнование между двумя командами, чтобы повторить и развивать наши знания по этой теме. И девизом сегодняшнего нашего урока будут вот такие слова, давайте прочтем их вместе:

Повторяем то, что знаем

Вспоминаем, что забыли.

Повторение пройденного.

— Итак, начинаем наше соревнование. Первой командой будет 1 ряд, второй командой 2 ряд. И пускай в этом соревновании победят сильнейшие.

— Ребята. Скажите пожалуйста, чем богата (это область русского языка) лексика?(словами).

-Правильно! Слова являются единицей нашего языка. Без слов нам было бы трудно общаться между собой. И теперь о том, какую большую роль играют слова в нашей жизни расскажет Дан-Хая. Она выразительно прочтет стихотворение Вадима Шефнера «Из жизни слов…» А вы внимательно послушайте стихотворение, и мы будем над ним работать, поговорим о стихотворении, порассуждаем над ним.

-Так о чем это стихотворение?

-В каких словах заложена основная мысль этого стихотворения? (словом можно убить…)

-И действительно, слова в нашей жизни играют большую роль. А Дан-Хая прекрасно рассказала нам об этом в стихотворении. Слова нужны нам как воздух, без слов не будет общения.

— А сейчас начинаем наше соревнование.

— Стартом нашего соревнования будет игра «Угадай-ка». В этом игре мы будем заполнять кроссворд. Решая задачи, приведите примеры.

Все слова нашего языка? (лексика)

Словарный запас одного человека (лексикон)

Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология)

Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные)

Слова, имеющие одно значение (однозначные)

Слова, одинаковые по значению, но с разными оттенками (синонимы)

Слова противоположным значением (антонимы)

Слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения (омонимы)

-Молодцы! Вы справились с первым заданием. А теперь вспоминая знания об антонимах, мы поиграем в игру «Соотнеси-ка»

-Следующей нашей игрой будет игра «Найди-ка». Я раздам вам слова, а вы будете находить пару этих слов, т.е. антонимы. Сколько найдете столько квадратиков и получите.

— Понравилась ли вам эта игра? А сейчас мы напишем необычный краткий зрительно-лексический диктант. Я буду показывать вам рисунки, комментируя их, а вы будете записывать в тетрадь.

-Ребята,скажите мне, пожалуйста. Те слова, которые вы только что написали, какими словами являются? (омонимами)

— Следующая игра называется «Подумай-ка» У вас на партах лежат сигнальные карточки, на них написаны прямое, а на обратной стороне переносное значение слов. Я буду читать словосочетания, а вы подумайте и определите значения этих слов. За каждый правильный ответ квадратик.

(нос человека – нос лодки)

(изумрудная трава – изумрудная брошь)

(родниковый ключ – дверной ключ)

(золотые локоны – золотые серьги)

— Итак, вот и подошло к концу наше соревнование. Давайте посчитаем наши квадратики и подведем итог нашего урока.