Конспект урока по русскому языку на тему Парные звонкие и глухие согласные_690

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Особенности проверочных и проверяемых слов.

Цель: создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании

слов с парными согласными на конце слов;

-формирование умений и навыков в написании таких слов и подборе к

ним проверочных;

-развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь,

умение анализировать, обобщать, классифицировать;

— воспитывать любовь к русскому языку, к русской природе.

I. Вхождение в урок. Эмоциональный настрой (Слайд 1)

— Звучит музыка на фоне картин зимней природы. Учитель читает стихотворение.

На фоне снегопада появляются буквы

Б С Ж Г З К Ф

В Д П Ш Т

— Ребята, что случилось?

Почему именно эти буквы явились к нам на урок?

-Что их объединяет?

II. Тема и цель урока

-Ребята, не помогут ли эти буквы определить тему нашего урока?

— Прочитайте ещё раз тему нашего урока и попытайтесь определить для себя цель вашей работы на уроке. (Слайд 2)

III. Упражнение в чистописании

-Запишите число, классная работа

-Возьмите карандаш и поставьте на полях, рядом с записью числа ту оценку, которую вы хотели бы получить за сегодняшнюю работу.

— Подумайте, каким образом можно упорядочить буквы? (звонкие и глухие согласные)

Эти буквы станут героями наших красивых строчек. На верхней строчке напишите буквы звонких согласных, а под ними их глухие пары. (у доски работает ученик )

— Почему их назвали парными?

IV.Словарная работа

-На доске: П М С О Ш Р Т О Ф З

-Вычеркните буквы парных глухих согласных, из оставшихся букв прочтите новое слово из словаря (мороз)

— Что обозначает это слово?

— Подберите слова, близкие по смыслу (холод, стужа)

-Знаете ли вы какие-нибудь пословицы со словом мороз?

(Мороз не велик, а стоять не велит;

Береги нос в сильный мороз)

— К какому литературному жанру относятся пословицы?

— Запишите слово мороз, обозначьте ударную и безударную гласную

— Какая ещё орфограмма в этом слове? (парная согласная)

— Подберите проверочное слово, но прежде повторим правило

(мороз, морозить, морозильник)

Если слышишь парный звук

Будь внимательным мой друг,

Парный сразу проверяй

Слово смело изменяй

V. Работа по теме урока.

— Ребята, умеете ли вы отгадывать загадки?

Я буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в тетради, рядом -проверочное слово.

Загадки:

— С неба звездой, а в ладоши водой? (снег)

-Рыбам зиму жить тепло, крыша-толстое стекло? (лёд)

-Большая куча снега? (сугроб)

-Небольшой водоём? (пруд)

-Без рук, без ног, а рисовать умеет? (мороз)

— Чему учились, выполняя это задание?

— Прочитайте ещё раз эти слова, подумайте и скажите, что объединяет эти слова ?

— Что можно сделать с этими словами?

(составить предложение)

— Красота русской зимы вдохновляла поэтов на творчество. Много писал о зиме А.С.Пушкин:

Мороз и солнце- день чудесный

Ещё ты дремлешь друг прелестный…

— Кто из поэтов ещё писал стихи о зиме? (дети читают отрывки из стих-ий)

— Сегодня на уроке мы будем развивать своё творчество.

Я предлагаю вам составить красивые предложения о зиме, используя данные слова.(запись на доске и в тетрадях наиболее удачных предложений)

— Подчеркните главные члены предложения.

— Чему учились, выполняя это упражнение?

VI. Закрепление изученного.

Разноуровневые задания

У ребят на партах лежат карточки с различными заданиями.

-Выберите себе задание, с которым вы легко можете справиться

Смотри приложение.

Рефлексия.

Чтобы поменьше было случаев неясных,

И чтоб ответов не было плохих

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

(Слайд 3)

Итог урока.

— Каждый рад, и все мы рады:

Нет ошибки – есть награда!

Ошибались мы когда-то,

А теперь – ура, ребята!

(Слайд 4)

— Вот пятерка на странице!

Вся страница веселится!

Урок окончен. Спасибо за работу!

Приложение

Разноуровневые задания.

Запиши проверочное слово, подчеркни буквы, обозначающие парные согласные на конце слов.

ХЛЕБ — ПРУД –

ДУБ — СНЕГ –

Напиши пропущенную букву, рядом проверочное слово.

ОБЕ__ — ГЛА__ —

АРБУ__ — ГО__ —

Исправь ошибки в предложении.

Морос сковал речку и прут.

Хлопьями летит пушистый снек.

На обед был грибной суб.