Конспект урока по русскому языку в специальной коррекционной общеобразовательной школе

Тема. Правописание заглавной буквы в именах людей.

Цель: развитие умений осознанного написания заглавной буквы в именах людей.

Задачи:

Образовательные:

-актуализировать имеющиеся знания учащихся по данной теме,

-продолжить работу по формированию умений писать заглавную букву в именах людей,

-способствовать выработке навыка осознанного выбора заглавной буквы при написании имён людей,

Коррекционно-развивающие:

-корригировать и развивать устную речь учащихся при формулировании ответов на вопросы,

-развивать элементы логического мышления, кругозор учащихся посредством работы с загадками,

-развивать навыки самоконтроля при включении в самостоятельную работу,

-развивать и корригировать связную речь учащихся, мышление на основе работы с деформированным предложением.

3. Воспитательные:

-вырабатывать стремление к сотрудничеству, взаимопомощи через работу в парах,

-вырабатывать аккуратность при выполнении письменных работ,

— вырабатывать навыки правильного поведения на уроке, взаимоуважения, умения слушать.

Ход урока:

1.Организационный момент

Цель: включение детей в деятельность

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

-Посмотрите налево, направо, назад, вперёд…

-Сядут те, чьё имя пишется с буквы Д, Н, С.

-А теперь сядут остальные девочки, мальчики.

А) гимнастика для глаз

Б) гимнастика для пальцев рук.

2.Чистописание

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок наш мы начнем.

-За работу на уроке, сегодня вы будете получать лучики. А что из них получится — узнаете в конце урока

-Пора за работу нам всем приниматься,

В тетрадях красиво писать и стараться!

— Открыли тетради.

— Встаньте, у кого отметка «5», «4». Молодцы!!!

-Встаньте дежурные. Назовите число, день недели.

-Пишем в тетрадях число, к/р.

-Сегодня на чистописании вы напишите прописные буквы, но не все, а только те, с которых начинаются имена ребят в нашем классе.

-Итак, мы повторили написание некоторых заглавных букв. Это пригодится вам сегодня на уроке.

3.Словарная работа

Цель: актуализировать ЗУН, необходимые для открытия нового знания.

— Сейчас разгадаем с кроссворд, повторим словарные слова, и узнаем главное слово нашего урока.

1. Я бываю разная:

Чёрная и красная,

Грузовая, легковая

Кто же я такая? (машина)

Как на нашей грядке

выросли загадки

сочные, крупные

вот такие круглые

летом зеленеют,

а осенью краснеют. (помидоры)

Я длинный и зелёный.

Вкусный и солёный,

Вкусный и сырой

Кто же я такой? (огурец)

Важная птица

Людей не боится,

Серого цвета,

Отгадайте кто это. (ворона)

Чтобы было мне тепло

Надеваю я… (пальто)

-Отгадки напишите в тетрадь. Подчеркните «опасные» гласные.

-Написание каких слов мы повторили?

-Есть ли лишнее слово? Почему? (слово ворона отвечает на вопрос кто?)

-На какой вопрос отвечают имена? (кто?) Почему?(принадлежат людям)

-Итак, мы повторили трудные слова и узнали главное слово нашего урока.

4.Сообщение темы, цели урока

— Сегодня на уроке мы будем работать с именами людей.

— Что мы знаем о написании имён?

-Назовите тему нашего урока («большая буква в именах»)

-Чему вы должны научиться на уроке?(писать имена с большой буквы)

-Итак, цель нашего урока — научиться правильно писать имена людей.

5. Изучение нового материала

-У каждого человека на Земле есть своё имя. Имена имеют свою историю. Почти каждое имя было когда-то обычным словом и что-то обозначало. Эти слова со временем пришли в другие языки и превратились в имена.

Есть русские имена ( Светлана, Владимир, Вера…)

Есть древнееврейские: Данил…

Греческие-Евгения, Дмитрий, Денис, Арсений, Александра, Елена, Полина, Алексей…

Римские- Антон, Сергей…

Например, имя Лариса в греческом языке значит «чайка», Александр – «защитник».

— О значении своего имени вы можете узнать из книги «Тайна имени».

-Итак, все имена произносятся по-разному, но у всех имён есть что-то общее. Что это?(пишутся с большой буквы).

-Внимательно послушайте стихотворение и вы узнаете, почему в именах людей пишется большая буква.

Буква большая – совсем не пустяк,

В букве большой — уважения знак!

— Итак, на что указывает большая буква в имени? (на уважение к человеку)

-Сейчас эти знания пригодятся вам на физ.минутке.

6.Физминутка

— Если услышите слово, которое надо писать с большой буквы – тянитесь вверх и хлопайте в ладоши.

— Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы- приседайте! Постарайтесь запомнить имена.

Юра, космонавт, Коля, пилот, Марина, ученица, Таня, тетрадь, живот.

7.Первичное закрепление

-Сколько было имен мальчиков, девочек?

— Назовите, какие запомнили имена девочек, мальчиков.

-Как начнёте писать эти слова?

Запишем в столбика: в первый — имена девочек, во второй- имена мальчиков.(работа в тетрадях и на доске).

— Возьмите карандаш и подчеркните большую букву.

8. Работа в парах

— У вас на партах лежат конверты. Что в них? (полоски со словами)

— Прочитайте

принесла с поля Цветы поля

-Что прочитали? (слова) . Что можно составить из слов? (предложение)

-Сейчас работаем в парах. Составьте предложение и напишите на листочках. Помогайте друг другу!

-Прочитайте ваше предложение.

Цветы с поля принесла Поля.

-С какими трудностями столкнулись? (повторяются 2 слова)

Может быть, одно из них лишнее? Что нужно изменить в слове? (заменить маленькую букву на большую). Что теперь значит слово Поля?(имя)

-Что обозначает слово поля ?( Предмет)

Запись предложения на доске с комментированием, запись в тетрадях.

Найдите и подчеркните в предложении имя.

 Вывод:

-Итак, что мы написали? (предложение)

-Какое имя встретилось в предложении?

-Как написали имя? Подчеркните большую букву.

9.Домашнеее задание

Дома закрепите написание большой буквы в именах в упр.198, стр. 103.

10.Итог урока

Подошёл к концу урок,

Давайте подведём итог!

-Что есть у каждого человека?( имя)

-Что произошло бы, если бы не было имён?

-Как нужно писать имена? Почему?

— Скажите правило о написании имён.

-Повторим хором!

-Урок окончен. Всем спасибо за работу!