МО История материальной культуры и быта

Учебно-методический

комплекс

История материальной культуры и быта

Методические указания для студентов

Челябинск 2008

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет книжного бизнеса, документоведения и музееведения

Кафедра документоведения и музееведения

Утверждаю

Первый проректор

______________ Н. П. Соболенко

«___» ______________ 200 г.

история материальной культуры и быта

Методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов 3 курса очного и заочного отделений,

обучающихся по специальности

070503 Музейное дело и охрана памятников

Челябинск 2008

УДК 930(730)

ББК 63.2я73

И 90

Составитель: А. В. Лушникова, канд пед. наук, зав. кафедрой документоведения и музееведения

Рекомендовано на заседании кафедры документоведения и музееведения 2008 г., протокол № 4 от 17. 11. 2008 г.

И 90История материальной культуры и быта: методические указания к выполнению курсовой работы для студ. 3 курса очного и заочного отд-ний, обучающихся по специальности 070503 Музейное дело и охрана памятников / сост. А. В. Лушникова; ФГОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск, 2008. – 23 с. – (Учебно-методический комплекс).

В соответствии с учебным планом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студентам 3 курса предлагается выполнить первую курсовую работу. Методические указания предлагают: цели и задачи курсовой работы, требования, предъявляемые к выполнению и оформлению курсовой работы, список тем и примерный список литературы.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ

© Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2008

Содержание

I. Организационно-методический раздел

5

1.1. Цель и задачи курсовой работы

5

1.2. Требования к знаниям и умениям студента

6

II. Порядок выполнения курсовой работы

7

2.1. Организация работы

7

2.2. Объем и оформление работы

9

2.3. Список литературы

12

2.4. Список тем курсовых работ

14

2.5. Порядок защиты курсовой работы

18

III. Приложения: титульный лист, оглавление, список использованной литературы

20

I. Организационно-методический раздел

1.1. Цель и задачи курсовой работы

В соответствии с учебным планом студентам предлагается выполнить вторую курсовую работу, которая является одной из основных форм самостоятельной учебно-исследовательской деятельности и посвящена истории материальной культуры и быта. Принципиальные особенности музейного источниковедения расширяют границы тематики курсового исследования, позволяют студентам включать в сферу своего самостоятельного исследования и проблемы вспомогательных исторических дисциплин, атрибуции музейных предметов, проблем экспонирования вещественных памятников, т.е. специальных дисциплин и дисциплин специализации, принимая во внимание, что теоретическое изучение отдельных дисциплин происходит позднее. Выполнение курсовой работы позволяет студенту углубить знания, полученные во время лекционных и семинарских занятий, во время прохождения музейно-ознакомительной практики. Работа над второй курсовой работой поможет студенту определить перспективную проблематику самостоятельной работы на протяжении обучения на 3-5 курсах. При написании курсовой работы студенту предлагается самостоятельно проследить основные закономерности эволюции материальной культуры, ее тесную связь со средой обитания, дифференциацию быта и элементов материальной культуры в зависимости от социального и экономического положения различных социокультурных групп внутри социума или социальных страт (сословий, классов и т.д.). Знакомство с основами взаимодействия и взаимозависимости духовных и материальных ценностей, принципами взаимообусловленности человека и этноса, человека и культурных общностей, человека и цивилизации, закономерностями развития человека в исторически данной среде, концептуальными основами ценностного образования и воспитания позволяет включиться в самостоятельное выявление исторических ценностей в современном мире, что поможет впоследствии при работе по комплектованию музейных коллекций, сохранению предметов музейного значения, в атрибуции памятников архитектуры, письменных, изобразительных, вещественных памятников. Работа над материалами курсовой работы позволит студенту выявить подходы, схемы, методы, приемы извлечения из исторических источников необходимой информации. Работа над материалами курсовой работы поможет студенту сочетать методы гуманитарных, естественных, точных наук в исследовательской работе в рамках обучения по специальности и в дальнейшей профессиональной деятельности.

1.2. Требования к знаниям и умениям студента

В курсовой работе студенты должны показать знание основных понятий курса (культура, материальная и духовная культура, семантика и семиотика, этнография и этнология, атрибуция, музеефикация), особенностей материала и технологий, эволюции градостроительных принципов, эволюции бытовых предметов, истории одежды, этапов открытия и центров фарфорового и стекольного производства, истории культовой застройки и символики русского православия, особенностей народного традиционного искусства, истории техники; умение выбирать методику для изучения отдельных групп предметов, умение применять методы описания и анализа предметов изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, предметов из различных материалов, владение методами искусствоведческой атрибуции и научной экспертизы музейных предметов; проследить возможности использования вещественных памятников, письменных источников и справочных материалов в экспозиционной деятельности музеев.

В процессе подготовки курсовой работы студенты должны показать умение самостоятельной работы с источниками и литературой, владение профессионально необходимыми навыками: грамотная формулировка темы, библиографический поиск необходимой литературы, конспектирование, анализирование, обобщение и структурирование накопленного материала в соответствии планом курсовой работы.

II. Порядок выполнения курсовой работы

2.1. Организация работы

В ходе выполнения курсовой работы последовательно реализуются следующие этапы:

Выбор темы. Картотека примерных тем по дисциплине «История материальной культуры и быта» предлагается педагогом в соответствии с разделами и темами учебной дисциплины. Студент может, как самостоятельно выбрать тему из предложенного списка, так и предложить свою тему, проконсультировавшись у преподавателя о возможности самостоятельного выбора и окончательной формулировке темы

Начальное ознакомление с темой: использование учебного и справочного материала (учебников по музееведению, справочных изданий и т.д.), энциклопедических словарей, периодических изданий по музееведению и музейному делу: «Мир Музея», «Советский музей», «Музеум». «Курьер ЮНЕСКО», «Антикварное дело» и др.. Студентам предлагается краткий основной список литературы.

Выявление литературы по теме и составление рабочей картотеки. Студенты должны самостоятельно дополнить предложенный список литературы монографиями и книгами, статьями из периодических и продолжающихся изданий, выявляя их по различным источникам. Для этого необходимо воспользоваться каталогами и картотеками как библиотеки ЧГАКИ, специализированного читального зала ИДК, так и Челябинской областной универсальной научной библиотеки, фондами других библиотек. Курсовая работа должна быть написана на основе использования не менее 25 – 30 источников. Уровень выполнения курсовой работы определяется полнотой выявления литературы, глубиной ее освоения, умения анализировать источники.

После изучения и конспектирования литературы составляется план курсовой работы, в которой должны быть выделены две-три главы, в каждой из которых определено 2-4 параграфа. На этом этапе желательно получить консультацию у руководителя о правильности структурирования материала.

Написание текста работы, оформление курсовой работы. Уровень выполнения курсовой работы, ее ценность определяется полнотой выявления литературы, глубиной ее освоения, умения сделать из прочитанного и законспектированного материала обобщения и выводы. Не допускается списывание из источников или цитирование без кавычек. Цитаты должны сопровождаться ссылками на определенные источники, представленные в списке использованной литературы, завершающем работу.

Рецензирование и защита курсовой работы: сроки защиты курсовой работы назначаются кафедрой документоведения и музееведения в соответствии с учебным планом, но не позднее мая текущего учебного года. Чистовой вариант курсовой работы должен быть подписан руководителем, после этого ее необходимо зарегистрировать у лаборанта кафедры не позднее, чем за 10 дней до защиты. Перед защитой курсовой работы студент должен ознакомиться с рецензией руководителя, где поясняются как положительные моменты работы, так и замечания по содержанию и оформлению. Рецензент может предложить вопросы, на которые студент должен подготовить ответы, которые озвучиваются во время защиты.

2.2. Объем и оформление работы

Объем курсовой работы должен составлять 25-30 стандартных машинописных листа формата А4 (с учетом титульного листа, оглавления, введения, заключения, списка литературы).

Курсовая работа должна иметь титульный лист (см. Приложение). Текст должен быть набран шрифтом Times New Roman 14 размера через полуторный интервал. Поля: верхнее – 25 мм, нижнее – 25 мм, левое – 25 (+ 0,5 мм переплет) мм, правое – 25 мм.

Нумерация страниц (пагинация) включает титульный лист, но начинается (т.е. проставляются номера страниц) с оглавления – со 2-й страницы. Нумерация страниц проставляется в нижней части листа (от центра).

Любые имена, цифры, факты, мнения, цитаты, приведенные в тексте курсовой работы, должны сопровождаться ссылками на список литературы. Ссылки указываются внутри текста, в круглых скобках. Первое число (цифра) отсылает к номеру библиографической записи в списке литературы, второе – к номеру страницы источника, из которого приведена цитата. В случае ссылки на один источник числа разделяют запятой (например, (12, 34). Если необходимо сослаться на несколько источников одновременно без указания цитируемых страниц, числа в ссылке разделяют точкой с запятой (например, (11; 12; 13).

Каждый структурный фрагмент текста (оглавление, введение, глава (за исключением параграфов), заключение, список литературы начинается с новой страницы. Его обозначение, название печатается по центру страницы полужирным шрифтом прописными буквами. Названия параграфов внутри главы печатается по центру страницы полужирным шрифтом малыми прописными буквами.

В случае наличия нескольких приложений, их отделяют самостоятельным титульным листом. Каждое приложение начинается с новой страницы, в верхнем правом углу указывается номер приложения (нумерация приложений ведется римскими цифрами), по центру – его название. При этом текст курсовой работы должен содержать отсылки к приложениям, а оглавление указание на их наличие и содержание.

Структура курсовой работы должна включать оглавление, введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы, заключение, список литературы, приложения (в случае наличия).

Введение должно содержать следующие элементы:

актуальность / значимость темы (авторская оценка научной, практической, методической значимости, целесообразности разработки заявленной темы, проблематики, исходя из современных тенденций развития социокультурной среды, политической и экономической ситуации, научно-теоретических и практических разработок в сфере музейного дела, образования, культурологии, истории и др.; объем – 10-15 предложений);

степень изученности / разработанности темы (историография и анализ различных подходов к изучению данной темы с указанием научных школ, авторских коллективов, отдельных авторов со ссылками на публикации, включенными в список литературы: логика анализа – от обобщающих работ, посвященных заявленной теме, к публикациям, освещающим отдельные аспекты, фрагменты проблемы);

объект и предмет исследования. Объект исследования – область, сфера социальной действительности, на которую нацелено внимание исследователя (определенное явление, проблема, процесс). Применительно к данной курсовой работе (в зависимости от конкретной темы) в качестве объекта исследования могут выступать процессы формирования этнической, традиционной, национальной культуры, проблемы изучения вещественного памятника во времени и пространстве, проблемы музеефикации памятников, теоретические проблемы музейного источниковедения и т.д. Предмет исследования представляет собой конкретизацию объекта, его фрагмент, часть, изучаемый аспект. Определение предмета непосредственно вытекает из темы работы, но формулируется несколько шире. В данной курсовой работе предмет исследования может определяться как анализ (описание, характеристика) вещественного памятника, музейного предмета, эволюции методов изучения вещественных памятников, расширения границ музейного источниковедения, рамок истории материальной культуры и быта, вспомогательных исторических дисциплин (развитие, современное состояние и т.д.);

цель и задачи исследования. Формулировка цели исследования соответствует заглавию курсовой работы с добавлением маркеров «анализ», «описание», «характеристика». Цель конкретизируется в задачах исследования, перечень которых отражает структуру курсовой работы. Заглавия глав, параграфов и составляют формулировки задач исследования, но не более 3-4.

характеристика структуры работы (краткое описание наполнения, проблематики различных разделов текста: введения, каждой главы (с указанием их названий), заключения, списка литературы (с указанием количества библиографических записей), приложений (с указанием их общего количества, характера и формы).

Основной текст должен быть разделен его на 2-3 смысловые, логически завершенные части – главы. Каждая глава должна иметь собственное заглавие. При этом его формулировка не может повторять общую тему работы. Структура работы (перечень и последовательность глав) должна соответствовать логике раскрытия темы («от общего – к частному»). Примерная логическая схема структурирования курсовой работы может быть представлена следующим образом: теоретические аспекты проблемы (терминология, типология, классификация, структуры, функции) → исторические аспекты (генезис проблемы) → методические аспекты (способы, приемы, методы) → практические аспекты (состояние, особенности функционирования, связь с другими профессиональными направлениями, результаты).

Обязательно небольшое заключение, содержащее основные выводы. Оно логически суммирует выводы, сделанные в конце каждого параграфа, главы работы. Заключение должно отвечать на вопрос: как автор решил задачи, поставленные им во введении?

Завершает текст курсовой работы алфавитный список литературы, оформленный в соответствии правилами библиографического описания книг и статей.

2.3. Примерный список литературы

Агеева, Р. А. Какого мы роду – племени?: Народы России: имена и судьбы : Слов. – справ. / Р. А. Агеева. – М. : Academia, 2000. – 422 с.

Андоленко, С. Нагрудные знаки русской армии / С. Андоленко. – Париж : Танаис, 1966. – 227 с.

Археологические и исторические исследования. Верхотурья / ред. С. К. Чаиркин. – Екатеринбург : БКИ, 1998. – 187 с.

Аттенберг, Р. Иллюстрационная энциклопедия антиквариата / Р. Аттенберг, Л. Тарн. – М. : Эгмонт Россия ЛТД, 1997. – 325 с.

Баранов, Д. А. Русская изба: Иллюстр. энцикл./ Д. А. Баранов, О. Г. Баранова и др. – СПб., 1999.

Беловинский ,Л. В. Вспомогательные исторические дисциплины / Л. В. Беловинский. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2000. – 128 с.

Винклер фон П. П. Гербы городов, губерний, областей и уездов Российской империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 / П. П. Винклер. – М. : Планета, 1990. – 222 с.

Всеволодов, И. В. Беседы о фалеристике: Из истории наградной системы / И. В. Всеволодов. – М. : Наука, 1990. – 333 с.

Вспомогательные исторические дисциплины : Учеб. пособ. // С. В. Римский. М. : Высш. шк., 2006. 112 с.

Гераклитов А. А. Филиграни XVII в. на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. – М.: АН СССР, 1963. – 259 с.

Геральдика: иллюстрированная энциклопедия // С. Слейстер. М. : Эксимо, 2007. 264 с. (Энциклопедия заядлого коллекционера).

Гербы городов России. Альбом-справочник / Сост. Н. А. Соболева и др. – М. : Профиздат, 1998. – 476 с.

Голованова, М. П. Государственные символы России / М. П. Голованова, С. В. Шергин. – М. : ООО «Изд-во «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 160 с.

Грамм, М. И. Занимательная энциклопедия мер, единиц и денег / М. И. Грамм. – Челябинск: Урал LTD, 2000. – 411 с.

Гумилев, Л. Н. География этноса в исторический период / Л. Н. Гумилев. – Л. : Наука, 1990. – 278 с.

Доманк, А. С. Знаки воинской доблести. – М.: Патриот, 1990. – 132 с.

Дробижев, В. З. Историческая география СССР / В. З. Дробижев, Д. Д. Ковальченко, А, В. Муравьев. – М. : Высш. шк., 1973. – 319 с.

Дуров, В. А. Русские награды XVIII – начала XX в. / В. А. Дуров. – М. : Просвещение, 1997. – 159 с.

Иванова, Е. А. Русские самовары / Е. А. Иванова.– Л. Худож. РСФСР, 1970. – 178 с.

Кес, Д. Стили мебели / Д. Кес; ред. М. Алекса. – Будапешт : Артия, 1979. – 269 с.

Клепиков, С. А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII – начала XX в. / С. А. Клепиков. – М. : Наука, 1978. – 238 с.

Кузнецов, А. А. Награды: энцикл. Путеводитель по ист. рос. Наград / А. А. Кузнецов. – М. : Современник, 1999. – 479 с.

Леонтьева, Г. А. Вспомогательные исторические дисциплины : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Леонтьева, П. А. Шорин, В. Б. Кобрин. – М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. – 368 с.

Леонтьева, Г. А. Палеография, хронология, археография, геральдика / Г. А. Леонтьева. – М. : Просвещение, 2000. – 284 с.

Маркированные почтовые карточки СССР. 1923–1979 / сост. Г. М. Листов. – М. : Радио и связь, 1982. – 109.

Мельник, Г. Должностные знаки Российской империи / Г. Мельник, И. Можейко.– М. : Хронос, 1993. – 288 с.

Павленко, Н. И. История металлургии в России XVIII в. Заводы и заводовладельцы / Н. И. Павленко. – М. : АН СССР, 1962. – 566 с.

Похлебкин, В. В. Словарь международной символики и эмблематики / В. В. Похлебкин. – М. : Междунар. отношения, 1995. – 558 с.

Пронштейн, А. П. Методика исторического источниковедения / А. П. Пронштейн. – Ростов : Изд-во Ростовского унив., 1976. – 480 с.

Салтыков, А. Б. Избранные труды / А. Б. Салтыков. – М.: Сов. художник, 1962. – 727 с.

Спасский, И. Г. Русская монетная система. Историко-нумизматический очерк / И. Г. Спасский. – Л. : Аврора, 1970. – 256 с.

Спасский, И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года / И. Г. Спасский. – СПб. : ГЭ, 1963. – 195 с.

Тарановская, Н. В. Русские прялки / Н. В. Тарановская, Н. В. Мальцев. – Л. : Аврора, 1970. – 108 с.

Тыдман, Л. В. Изба. Дом. Дворец: Жилой интерьер России с 1700– 1840-е годы / Л. В. Тыдман. – М., 2000.

Узденников, В. В. Монеты России 1700-1917 гг. / В. В. ВУзденников. – М. : Финансы и статистика, 1986. – 504с.

Узденников, В. В. Монеты России XVIII – начала XX вв. Очерки по нумизматике / В. В. Узденников. – М. : Финансы и статистика, 1994. – 600 с.

Чучин, Ф. Г. Бумажные денежные знаки, выпущенные на территории бывшей Российской империи за время с 1769 по 1924 г. / Ф. Г. Чучин. – М. : Союзбланкоиздат, 1990. – 128 с.

2.4. Список тем курсовых работ

«Дворянская» архитектура заводских уральских центров

«Регулярная» архитектура в городах Урала

«Русский стиль» и его развитие. Сравнительная характеристика и отличительные особенности в разных видах материалов

Археографическая передача текстов источников

Архитектура и архитектурные школы уральских городов

Барокко и необарокко. Сравнительная характеристика и отличительные признаки в разных видах материалов

Берестология – составная часть эпиграфики

Блазонирование герба

Бонистика: понятие, тезаурус.

Влияние городского костюма на одежду крестьян, казаков, рабочего люда XVIII-XIX вв.

Внешние признаки рукописных источников и книжных памятников

Внешний вид бумажных денежных знаков и ценных бумаг в связи с денежными реформами

Военная техника

Генеалогия различных социальных слоев России

Геральдика

Гербы основных русских княжеств, земель и городов

Городская мода – влияние мировой цивилизации

Городской костюм

Городской костюм в крестьянском быту

Городской, народный костюм в фотографии

Государственные символы России

Градостроительные нормы европейский и российских городов

Декоративно прикладное искусство Урала

Деревянная резьба Уральских городов (села)

Должностные знаки в России и СССР

Драгоценные камни и ювелирные изделия

Журналы мод в России

Задачи дипломатического исследования

Златоустовская гравюра на стали

Златоустовская гравюра на стали.

Знаки различия в России и СССР

Знамена на Руси

Знамена Февральской революции и Гражданской войны, Великой Отечественной войны

Интерьер дворянской усадьбы

Интерьер традиционного жилища

Искусство Каслинских мастеров

Историография российской нумизматики

История техники

История архитектуры

История изучения хронологии в России

История интерьера

История картографии и методика использования старых карт

История мебели

История моды

История почтовых отправлений

История почтовых отправлений

История привычных вещей

История развития документа в России

История развития спичечного производства в России

История стекла и стекольные промыслы

История фарфора

История фотодела на Урале

Источники по исторической ономастике

Каменная архитектура Урала

Классификация мебели по назначению. Основные типы мебельных конструкций.

Классификация тканей и их названия

Классицизм и неоклассицизм. Сравнительная характеристика и отличительные признаки в разных признаках в разных видах материалов

Клейма, марки и надписи. Их место в атрибуции и экспертизе художественных произведений

Книжные памятники

Костюм в художественной литературе

Костюм и мода

Костюм и характер

Костюм оренбургских казаков

Крестьянская утварь

Крестьянский двор: типология и планировка

Крестьянский костюм

Крестьянское жилище: типология и планировка

Культура старообрядцев на Урале



Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все