Мой родной поселок Мари-Турек

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

«Мой родной поселок Мари-Турек».

Интеграция образовательных областей

Социализация

Познание

Коммуникация

Чтение худ. литературы

Художественное творчество

Здоровье

Цель: воспитание у детей нравственно- патриотических чувств в процессе знакомства с родным поселком.

Задачи:

Воспитательная – воспитывать уважение к труду людей, создавших родной поселок, гордость за свой поселок; прививать любовь к улицам родного поселка.

Образовательные — познакомить детей с историей возникновения поселка, формировать интерес к «малой Родине», обогащать словарный запас детей.

Развивающие – развивать творческие интеллектуальные способности детей, воображение, речевую культуру, содействовать формированию познавательной активности, поисковую деятельность, развивать художественно – образное восприятие окружающей действительности.

Материалы и оборудования: карта республики, фотографии с видами поселка;

аудиозапись, листы ватмана, фломастеры, презентация «Мой родной поселок Мари-Турек», ноутбук.

Предварительная работа: беседы о поселке; экскурсии в музей, в парк, библиотеку, к памятнику ветеранам ВОВ, в школу; рассматривание фотографий с видами поселка;

знакомство с знаменитыми людьми поселка;

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

Звучит аудиозапись песни «То березка, то рябина»

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,Солнышко встает.Мы собираемся,В добрый путь отправляемся.Друг на друга поглядим,Про себя проговорим:“Кто у нас хороший?Кто у нас пригожий?

Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами.

Воспитатель. Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать интересно. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

( говорить о Родине, о маме, о том месте, где мы живем)

На свете очень много больших и малых городов, поселков, деревень, сел. А мы будем говорить о нашем поселке, о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш поселок самый красивый?

(Красивый)

Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем поселке?

( красивые клумбы, парк, детская площадка, дома, улицы)

 А ведь так было не всегда. Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте, где сейчас расположен наш  поселок, ничего не было?

Рассказ воспитателя об истории поселка.

Наш поселок расположен в 125 км к востоку от столицы Республики Марий Эл — города Йошкар-Олы. В этом году поселку Мари-Турек исполнится 314 лет.

Существует несколько версий происхождения названия Турек. Одна из них говорит, что поселок именован по названию речки Туречки, на которой оно возникло. По другой — оно носит имя предводителя марийского войска Тура, похороненного в этих окрестностях.

Исконное название этого селения — Турек. Так именуют свой поселок местные марийцы и сегодня. Произошло это название от марийского слова «тур», что означает край, окраина. И настоящий Турек расположен не на речке Туречке, а на реке Вятке и именуется Русским Туреком. Марийцы же свое селение на Вятке

(по-марийски Виче) называли, исходя из того, что оно стояло не только на краю реки, но и на окраине земли марийской.

Марийцы, жившие в Туреке, ушли на запад и созданную там новую деревню нарекли прежним именем, она стала Мари-Туреком.

Каждый, живущий в нашем поселке, считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Много у нас есть людей, наших земляков, которые делают все для того, чтобы поселок становился красивее, богаче, мы гордимся теми учителями и врачами, которые учат и лечат людей, нашими спортсменами, которые участвуют в различных соревнованиях, поэтами, которые сочиняют такие чудесные поэмы, стихотворения. Это все наши с вами земляки, которые живут рядом с нами, с кого мы можем брать пример, кем мы можем гордиться. Пока вы еще дошкольники, вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой поселок, а любить – значит знать его.

Давайте поиграем в игру: “Что вы знаете о своем поселке?”

Вопросы: 

Как называется улица, на которой ты живешь?( Октябрьская, Комсомольская,.. )

На какой улице находится наш детский сад? (Красноармейская)

Что находится рядом с детским садом? ( техникум, банк, детский сад, жилые дома)

Какие улицы поселка мы знаем? ( Мичурина, Мосолова, Комсомольская и др.)

Кто глава нашего поселка? ( В.Ю. Ёлкин)

Какой детский сад находится рядом с нашим детским садом? ( «Березка»)

Сколько в нашем поселке детских садов? ( 4)

Как должны люди, дети относиться к своему родному поселку? (бережно, соблюдать чистоту)

Вижу, что вы неплохо знаете свой поселок. А сейчас я предлагаю вам послушать высказывания и определить, верны ли они. Если нет, докажите, что это не так.

Игра “Все ли верно, докажи”. 

В нашем поселке много детских садов, школ.

В нашем поселке живут только марийцы.

Наш поселок расположен в 100 км от Йошкар-Олы.

У нас на площади администрации стоит памятник ветеранам ВОВ.

Глава нашего поселка В.В.Путин.

Рядом с нашим поселком растет лес.

Дети отвечают.

Воспитатель. Верно, рядом с поселком растет лес. Давайте мы отправимся туда.

Физминутка “В лес”.

Мы пришли в весенний лес!Сколько тут вокруг чудес!Справа – березка стоит. Слева – елка на нас глядит.Вот зайчишка побежал,От лисы он убежал.Серый волк по лесу рыщет,Он себе добычу ищет.Все мы спрячемся сейчас,Не найдет теперь он нас.Пролетают снегири,Как красивы они!Кругом – тишина и покой,Ну, а нам пора домой.

Дети садятся.

Воспитатель. Вы любите загадки?

( Любим)

Загадки бывают разные. Бывают о животных, растениях, о явлениях природы. Сейчас вы друг другу будете загадывать загадки о поселке, мы с вами придумаем свои загадки.

Дети поочередно выходят к столу, на котором разложены фотографии с видами поселка, рассказывают об одной из них. Ребенок, отгадавший, о какой фотографии речь, подходит к столу, показывает ее всем детям.

1.Памятник воинам ВОВ

2. Школа.

3. Администрация.

4. Церковь.

5.Автовокзал.

Воспитатель. Молодцы! Мы сегодня говорили о том, как начинал строиться наш поселок, каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной поселок. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для поселка, когда вырастете. Наша игра-мечта так и будет называться “Мечтатели” ее можно начинать словами: “Когда я вырасту…”

( Когда я вырасту, стану строителем и построю в поселке бассейн.

Когда я вырасту, стану бизнесменом и куплю много красивых игрушек для всех детских садов нашего поселка.)

Какие прекрасные у вас мечты!Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя фломастеры. Представьте, что в центре поселка построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю нарисовать вашу мечту на концах каждого лучика.

На заранее подготовленном материале на листе ватмана нарисовано солнце с отходящими от него лучами, на конце которых дети рисуют свою мечту Закончив рисовать, дети идут вокруг стола, рассматривая рисунки друг друга.

Один подготовленный ребенок читает стихотворение о поселке.

Есть в России район между Волгой и Вяткой,

Где рассвет в Марий Эл начинает разбег.

Первый луч посылается солнцем украдкой,

Обнимая поля и деревьев побег.

Край родной, край любимый мне сердцу,

Родников здесь поющих, тонких ниточек рек.

Наш район со своей колокольной столицей,

С центром славным, с названием Мари-Турек.

В.Зайцев

Воспитатель. Такое замечательное стихотворение написал наш земляк Валентин Викторович Зайцев . Я думаю, что вы все, повзрослев, вот так же сможете признаться в любви к нашему поселку. Кто-то стихами, кто-то песнями, а кто-то просто хорошими, добрыми делами.

Список литературы:

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.

В.В. Малова . Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников .

Архив газеты « Знамя»

В. В. Зайцев «Пою тебя, мой край родной»

Интернет ресурсы.