Н Н Носов Заплатка

Урок литературного чтения

во 2 классе

Н. Носов «Заплатка»

Подготовила Молчанова В. А.

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 28 г. Белгорода

Урок чтения во 2 классе

Тема урока: Н.Носов «Заплатка».

Цели: образовательные:

познакомить учащихся с новыми произведениями,

способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста

развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух;

создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие:

содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,

помочь учащимся осознать ценность самостоятельной деятельности.

I.Орг. момент.

II.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Н. Носова

III. Постановка учебной задачи.

Мы будем совершенствовать навыки чтения, беглость, выразительность, осознанность. Развивать свою речь на уроке, обогащать словарный запас, знакомиться с произведением Носова «Заплатка».

IV. Речевая разминка. Прочитайте слова самостоятельно:

ра-ра-ра- игра, гора, нора, коражи-жи-жи- ежи, ужи, ножи, лыжичка-чка-чка- печка, свечка, ночка, дочка

Чтение слов хором. Какие слова не понятны?

Чтение слов по слогам

Чтение слов с постановкой ударения

Чем отличаются слова 1 и 2 строки?

Какое слово “лишнее” на 3 строке?

V. Работа над постановкой дыхания.

Сделайте глубокий вдох и на выдохе читаем ряд согласных, добавляя гласную о:

Н Г К Х Т Д Ш М Р Б

VI. Упражнение, развивающее оперативное поле чтения и память.

р 1 а

р 2 о

р 3 у

р 4 ы

р 5 и

VII. Проверка Д/З.

Взаимоопрос по рассказу « ».

А сейчас мы проверим Д/З, вы задаёте вопрос и называете того, к кому обращаетесь. Взаимопроверка в парах.

VIII. Знакомство с творчеством.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Н.Носова. Николай Николаевич Носов — детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он работал почти 20 лет режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях нашего возраста. Равнодушно читать эти рассказы невозможно. Они рождают весёлое настроение и заставляют задуматься о своём поведении. Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям очень понравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить детской литературе. Книги Николая Николаевича Носова называют  энциклопедией детской жизни. Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазёры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса», «Бобик в гостях у Барбоса» и другие. Одна из книг писателя так и называется «Заплатка». С этим замечательным произведением мы  познакомимся сегодня на уроке.

IX. Первичное восприятие текста.

— Сегодня я познакомлю вас с новым произведением, которое написал Н. Носов. Знакомясь с этим произведением, мы должны будем раскрыть смысл этих слов пословицы, сказать перекликается ли она с произведением.

С МАСТЕРСТВОМ ЛЮДИ НЕ РОДЯТСЯ, НО ДОБЫТЫМ МАСТЕРСТВОМ ГОРДЯТСЯ.

(Учитель вместе с детьми читает произведение).

X. Словарная работа.

Заплатка – в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова платок, платье, заплатка.

Защитный цвет – цвет серовато-зеленый (военная форма)

Чернильный карандаш – карандаш. который при смачивании пишет как чернила.

Досада – чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.

ХI.ФИЗМИНУТКА .

XII. Анализ рассказа.

Итак, мы познакомились с произведением. Назовите жанр произведения. Докажите что это рассказ. (Рассказ — это художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.)

-Какие еще жанры произведения вам известны?

Ответьте мне на вопросы:

— О чем рассказ?

— Кто главный герой? – Какое настроение у Бобки?– Как отразилась дырка на штанах, на настроении Бобки?

— Почему зеленые штаны очень нравились мальчику?– Жаль ли вам Бобку?– Одобрила ли мама Бобку? – Почему ребята смеялись?– Обиделся ли Бобка на ребят?– Одели бы вы рваные штаны?

— С чем сравнивает автор заплатку?- Изменялось ли настроение Бобки?

— Как Бобка переделал заплатку?– Когда больше гордился штанами Бобка, первыми или вторыми?– Что хотел сказать автор на примере Бобки?

— Как события, описанные в рассказе, повлияли на характер Бобки? Как изменилось отношение автора к герою? (ИСТОРИЯ С ЗАПЛАТКОЙ НАУЧИЛА ГЕРОЯ БЫТЬ УПОРНЫМ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМ, УСИДЧИВЫМ, ВНИМАТЕЛЬНЫМ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ).

— Чему учат рассказы Носова?

Анализ произведения.

Автор.

Тема произведения.

Идея (чему учит) ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ ГЕРОЮ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Система образов.

Композиция:

— завязка;

— кульминация;

— развязка.

XIII. Характеристика героя произведения.

Расскажи о …. (начни со слов: Мне очень понравился.., Мне запомнился…, Я восхищаюсь…)

Опиши внешность (сколько лет, как выглядел, во что одет).

Вспомни подвиги.

Перечисли основные черты характера героя.

Выскажи отношение рассказчика к герою.

XIV.Работа в тетрадях.

XVабота в группах.

1 группа — «Аналитики» — запиши черты характера Бобки.

2 группа –«Чтецы» — составь план рассказа .

3 группа — « Писатели» — придумывают продолжение рассказа.

XIV. Домашнее задание.

Дома подготовить пересказ рассказа.

XV. Оценка.

XVI. Рефлексия. (заполнение листа самооценки)

Мне понравилось……

За что бы я себя похвалил…….

«Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству».

(Сергей Михалков)