Занятия по обучению грамоте

Занятие .

Тема: «Звук и буква А».

Цель:

— учить четко произносить звук А;

— выделять начальный гласный звук;

— звуковой анализ (слог из двух гласных);

— развитие внимания и памяти;

— договаривание предложений по предметным картинкам (употребление существительных в косвенных падежах ед.ч.);

— знакомство с буквой А.

Оборудование: предметные картинки на звук А вначале, середине, конце слова, индивидуальные зеркала, карточка с изображением буквы А, разрезные азбуки, тетради.

Ход:

Оргмомент.(сложная инструкция).

Повторение звука У, припоминание , рассматривание картинок на звук У.

3. Знакомство с темой – выделение звука А из слов.

4. Произношение звука А, наблюдение за артикуляцией, характеристика (звук произносится логопедом, детьми, хором и индивидуально.Вывод звук А – гласный.

5. Выделение звука А на слух ( с закрытыми глазами):

— из ряда гласных: уа, ау, аи, ИА, ио, ои, ауи, уиа, иуа…

— из обратных слогов: ап, уп, оп, их, ух, ах, …

— из слов : арбуз, абрикос, айва, адрес, автобус.

6. Игра «Отгадай слово». ( пропущен первый гласный У.А).

. хо,. втомат, .тка, .втобус, .литка, .брикос и тд.

7.Динамическая пауза на усмотрение учителя.

8.Звуковой анализ ряда из двух звуков:

«Отгадай сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки»:

Ау, уа, аи, ИА, уи, иу, АО, оа.

9. Выделение звука А в словах по предметным картинкам:

— хоровое проговаривание;

— отбор картинок на А игра «Четвертый лишний»;

— игра на развитие внимания с оставшимися картинками: «Чего не стало?», «Что изменилось?»

10. Закрепление употребления косвенных падежей сущ. ед. ч. – игра «Кто скажет дальше?»

На крышу поставили телевизионную …

Солдаты стреляют в …

Дети рисуют мелом на …

Мама варит варенье из …

11. Знакомство с буквой А:

А начало алфавита

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко

Ноги ставит широко.

рассматривание карточки, отыскивание буквы в разрезной азбуке, обведение контура буквы А, печатание буквы А на доске и в тетрадях.

12. Упражнение с разрезной азбукой – составление из букв по следам анализа слов: АУ, УА.

13. Итог. Какой звук изучали? Почему он гласный? Какие еще знаете гласные?

Занятие .

Тема: «Звонкие и глухие согласные».

Цели:

— закрепить правильное произношение и написание звонких и глухих согласных;

-развивать мелкую моторику, внимание.

Оборудование: таблички со слогами, словами и гласными буквами, игрушки.

Ход:

1. Оргмомент.

Садятся дети, которые произнесут гласные звуки.

2.-Ребята я расскажу вам сегодня сказку. В некотором царстве, в некотором государстве «Фонетике» жили, были звуки. Гласные и согласные. У некоторых согласных был звонкий голос, у остальных голоса не было, они издавали только шум. В этом царстве жила Фея, к которой и пришли согласные, чтобы она помогла им распределиться по парам. И тогда Фея сказала.

— Звонкие согласные, произнесите свое имя без голоса, шепотом, но так, чтобы вас всем хорошо было слышно. А вы, глухие прислушайтесь и узнайте, кого из вас вызывают в пару, — распорядилась Фея.

Звуки так и сделали. Вначале раздался шепот звонкого звука Б и все услышали его глухую пару – звук П. Затем без голоса произнес свое имя мягкий согласный ВЬ, и всем стало ясно, что его пара – мягкий звук ФЬ. Постепенно пар становилось больше и больше. Вот они уже все одиннадцать пар выстроились, взявшись за руки: Б-П, БЬ – ПЬ, В-Ф, ВЬ – ФЬ, Г-К, ГЬ-КЬ, Д-Т, ДЬ-ТЬ, Ж-Ш, З-С, ЗЬ-СЬ. С той поры и зовут их парными согласными по звонкости – глухости. И только навсегда остались без пары (ЛЛЬ, ММЬ, ННЬ, РРЬ, Й) и глухие ХХЬ, Ц, Ч, Щ).Увидела Фея , что больше ее помощь звукам не нужна, поднялась и улетела в свой замок.

3.Игра «Наоборот»

Дети встают вкруг. Логопед бросает мяч и называет слог со звонким звуком, а ребенок, возвращая ему мяч , называет слог с глухим звуком(за- са, ба- па, ту-ду, го-ко, жа – ша).

4. На столе лежат таблички со слогами. Дети должны взять со стола табличку с теми слогами, которые они называли во время игры, и распределить их таким образом, чтобы в желтую коробочку попали слоги со звонкими звуками, а в черную – с глухими.

5. Игра «Колодец».

На доске вывешивается картинка с изображением колодца, по краям которого расположены разные буквы, например, (б.к,с.к, л.к) и др. В «колодец» опускаются поочередно ведра, на которых написаны гласные а, о, ы, у. Дети читают полученные слова, объясняют их значение и определяют гласные и согласные звуки (глухие, звонкие). Потом логопед просит вспомнить все слова, которые читали, и сложить их из букв разрезной азбуки. Подсчитывает, кто, сколько слов сложил.

6.Динамическая пауза.

7.Игра «Кто лучше читает?»

На одном краю стола логопед раскладывает игрушки и карточки, на которых написаны имена детей. При этом некоторые буквы пропущены: Во.а, Д.ма, .оня и тд. Каждый ребенок выбирает себе карточку, дописывает недостающую букву и читает имя. Затем он берет игрушку, садится на место. Используя разрезную кассу. Дети складывают и читают предложения типа: У Вовы кубик. У Димы шар.

Далее логопед предлагает назвать имена детей со звонкими и глухими звуками. Отмечаются дети, которые прочитали предложения без ошибок.

8. Итог. Логопед делает дифференцированную оценку работы каждого ребенка и поощряет наиболее активных детей.