Здоровьерегающие технологии в системе коррекции речи дошкольниковУчебно-методическое п

Автор: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №105 Антошка» Шмидт Е.В.

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.Подбор различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.

Здоровьесберегающие технологии направленные на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей. Используемые мною на логопедическом занятии оздоровительные паузы могут вводиться воспитателями группы в структуру своих занятий, а также использоваться в свободной деятельности детей. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, стараюсь создать необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать время занятия более эффективно. Занятия носят комплексный характер. При составлении конспектов коррекционной деятельности учитываю развитие познавательных, речевых и моторных процессов. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд. Занятия не требуют специально подготовленных пособий, игрушки можно заменять. Все упражнения следует проводить на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Эмоциональное тепло и поддержка каждого ребёнка демонстрирует моё положительное отношение к детям. Представляю Вам ряд здоровьесберегающих технологий, используемых мною на коррекционно – логопедических занятиях.

Дыхательные упражнения в игровой форме

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей. Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох носом 1-3, пауза-1, выдох ртом 1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щёки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Каждому упражнению соответствует картинка с движущейся частью. На картинке представлен несложный сюжет, доступный для понимания ребёнка. Кроме основной задачи — формирование длительного выдоха, иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Каждая иллюстрация дополняется коротким стихотворением, раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально-положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии.

Развитие возможностей мелкой моторики

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки, придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят; разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения; игры с прищепками, ниткография, суджок-терапия, использование иппликатора Кузнецова. Подробнее остановлюсь на последних трёх приёмах работы.

Су-джок терапия в коррекционно-речевой практике

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях. Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок массажеров:

Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем левой руке.

Ребёнок кладёт массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.

Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.

Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.

Ниткография — как средство развития зрительно-моторной координации

Любое нарушение речи ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Дети с нарушением речи гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на настроение детей. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего. Я пришла к выводу о целесообразности проведения специальной работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Мы рисуем с помощью обыкновенной верёвочки. Этот приём можно использовать как дома, так и на занятиях. Используя этот приём, я решаю следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный приём на занятиях, я не только закрепляю навыки изобразительной деятельности, но и расширяю знания детей по основным лексическим темам. Результатами данной работы являются: активность и самостоятельность детей, умение находить новые способы для художественной деятельности, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности, чёткость изображения, расширение активного словаря детей. Рисование с помощью верёвочки – это творческий процесс, который располагает к развитию основных четырёх слагаемых: развитое художественно – эстетическое восприятие, способность представлять будущий рисунок, владение техническими, изобразительными навыками, опыт общения с миром искусства.

Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи

Речевые процессы являются сложнейшей системой сенсомоторных координаций имеющих специфическую организацию. Из теоретических и экспериментальных исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляции, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Особое значение в организации речевого процесса имеет кожно-кинестетический и двигательный анализатор. Речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры, каждая из которых имеет своё специфическое значение для организации речевой деятельности в целом. Таким образом, речевая деятельность осуществляется по принципу объединения реагирующих центров и проводящих путей в единую функциональную систему. Движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребёнка. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речедвигательный анализатор регулирует и координирует всю речевую деятельность. В процессе развития ребёнка видно, что постепенное усложнение двигательных навыков способствует и усложнению артикуляции. У детей с речевой патологией из-за недостаточности развития двигательно-моторной сферы нарушается артикуляционный процесс и дифференцированные движения руки. Двигательная активность ребёнка является в большинстве случаев проявлением его эмоционального поведения. Положительное эмоциональное общение — первейшая необходимость, которая способствует жизнерадостности и речевой раскованности. Все, вышеперечисленные моменты, я учитываю при построении коррекционного процесса. Принимая во внимание вышесказанное, процесс коррекции звукопроизношения, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова (общеизвестное средство, представляющие собой игольчатые профилактико-лечебные круглые формы с пластмассовыми иглами, закреплёнными на тканевой основе). Иппликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы. Занятия по предлагаемой методике провожу в игровой форме. Мною собран и систематизирован лексический материал по всем изучаемым темам. Изложение лексического материала представлено в виде коротких стихотворных форм, которые оформлены в альбом. На моих занятиях иппикатор Кузнецова представлен как мощный мотивационный фактор, способствующий развитию познавательной деятельности ребёнка, его сенсомоторной сферы. В практику работы введено одновременное произношение гласных звуков с движением и прожимами на иппликаторе Кузнецова пальцев обеих рук. Руки не напряжены, расположены на иппликаторе. Кисти рук при этом распологаются как при игре на фортепиано. Они округлены и свободны. Началу каждого звука (слова, фразы) соответствует поочередное нажатие пальцев руки. Постепенно ввожу усложненный речевой материал. Хотелось бы отметить положительные результаты: улучшение интонационной стороны речи, расширение диапазона голоса, развитие модуляции голоса, закрепление нужных координаций голосового и дыхательного аппарата, процессы автоматизации и дифференциации звуков происходят у детей в более короткие сроки. Удачно сочетается коррекция звукопроизносительной стороны речи и работа над просодикой, в результате: голос нормализуется по громкости, высоте и силе, нормализуются дыхание и темп речи, дикция стала более чёткой, речь детей приобретает эмоциональную окраску, дети научились интонацией выделять отдельные слова или группы слов.

Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом. Мною разработаны методические рекомендации «Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп». Работа получила положительную оценку и рекомендована к применению учителям-логопедам специальных образовательных учреждений, рецензию КРИПК и ПРО 2009г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 105 «Антошка»

города Прокопьевска

Здоровьесберегающие технологии

в системе коррекции речи дошкольников

Прокопьевск 2011

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 105 «Антошка»

города Прокопьевска

Здоровьесберегающие технологии

в системе коррекции речи дошкольников

Учебно – методическое пособие

Автор-составитель:

Е.В. Шмидт учитель-логопед

МДОУ «Детский сад № 105»

Прокопьевск 2011

Автор-составитель:

Елена Владимировна Шмидт, учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105 «Антошка»

Учебно-методическое пособие раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесберегающих подходов к решению данной проблемы.

Материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп ДОУ, разработан на основе программы «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР» Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.

Содержание

Здоровьесберегающие технологии — как фактор интегрированного воздействия. ____________________________________________3 стр.

Дыхательные упражнения в игровой форме. ____________5 стр.

Крупные возможности мелкой моторики. ______________6 стр.

Су-джок терапия в коррекционной практике. ___________7 стр.

Ниткография — как средство развития зрительно-моторной координации. ____________________________________________8 стр.

Иппликатор Кузнецова в работе с дошкольниками. _______9 стр.

Заключение _____________________________________________11 стр.

Список литературы _____________________________________12 стр.

Приложение

Список литературы

Алябьева Е.Л. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.- М., 2004.

Глухов В.П. Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.- М.:АРКТИ, 2002.

Гризик Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет.- М., 2005.

Ильина М.В. Развитие невербального воображения.- М., 2003.

Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.,2006.

Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.- Ростов-на-Дону., 2002.

Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М., 1993.